Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко
// Психологический журнал, 2008. – № 2. – С. 79–84.
В своих ранних исследованиях Дж. Майер, П. Сэловей обнаружили, что уровень эмоционального интеллекта у взрослых выше, чем у подростков – это свидетельствует об изменениях способностей эмоционального интеллекта с возрастом и указывает на возможность планомерного изучения закономерностей развития эмоционального интеллекта. Со временем появились работы, в которых были представлены данные исследований относительно особенностей развития отдельных способностей эмоционального интеллекта в онтогенезе, выделены уровни сформированности эмоционального интеллекта [1], рассмотрены биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта [2]. В указанных работах акцентируются внутренние аспекты развития эмоционального интеллекта, связанные с непроизвольным формированием способностей и черт личности.
Вместе с тем, результаты исследований, свидетельствующие о возможностях целенаправленного развития эмоционального интеллекта [3], [4], [5], указывают на произвольное повышение уровня эмоционального интеллекта и его компонентов путем организации внешнего (тренингового) воздействия. В литературе представлены характеристики фаз тренингового развития эмоционального интеллекта, предложены методы для развития отдельных компонентов эмоционального интеллекта [6]. В качестве наиболее перспективных областей развития способностей эмоционального интеллекта выделяются сферы образования, организационной психологии, геронтопсихологии, современных информационных технологий, клинической психологии [7].
Не взирая на актуальность проблемы целенаправленного развития эмоционального интеллекта, в литературе представлены также критические замечания по поводу организации системного тренингового воздействия: в связи с недостаточной экспериментальной базой исследования феномена эмоционального интеллекта [1], вследствие отсутствия строгих замеров эффективности программ развития эмоционального интеллекта [7], в связи с ограничительным воздействием системы тренингов на процесс развития эмоциональной сферы в целом [8].
С нашей точки зрения, презентация тренинговых программ развития эмоционального интеллекта должна базироваться на принципах научной обоснованности и технологической разработанности. В связи с этим, цель данной работы – рассмотрение особенностей развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах, а также представление авторской программы развития эмоционального интеллекта.
Работа в тренинговых группах ориентирована на использование активных методов психологии с целью обучения участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни [9]. По аналогии с данным определением, развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах предполагает актуализацию и углубление способностей к пониманию эмоций, обучение эффективным способам и приемам управления эмоциональными состояниями с последующим применением полученных знаний на практике. В соответствии с целью, поставленной в данной работе, рассмотрим особенности развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах относительно методологической направленности, методического обеспечения, организации проведения тренинговых занятий.
Методологическая направленность развития эмоционального интеллекта.
Наиболее целесообразным является развитие эмоционального интеллекта в рамках гуманистического, поведенческого, когнитивного направлений.
Гуманистическое направление: преимущественно акцентируются эмоциональные аспекты, чувства, а не интеллектуальные суждения, оценки. Тренинг развития эмоционального интеллекта может быть направлен на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я», как по вербальным, так и по невербальным каналам; дифференциацию и распознавание объектов чувств; опознавание переживаний, ранее подавляемых и искажаемых. Конечной целью тренинга является реорганизация Я-концепции путем ассимиляции ранее не проработанных переживаний (тренинг личностного роста), развитие способностей к рефлексии и саморегуляции, эмпатии и фасилятивному влиянию (тренинг навыков и умений).
Поведенческое направление. В тренинге развития эмоционального интеллекта данного направления акцент ставится на произвольных способах управления эмоциями и их экспрессивным выражением. Способы развития эмоционального интеллекта предполагают формирование стереотипов эмоционального поведения, соответствующих социально-приемлемому реагированию; торможение дезадаптивных форм эмоционального поведения; овладение приемами саморегуляции и навыками самоконтроля. Конечная цель тренинга: научение способам эмоционального поведения и экспрессивного реагирования в различных жизненных ситуациях.
Когнитивное направление. Преобладает акцент на возможности научения новым способам эмоционального мышления, стимулирующим понимание эмоций и эффективное управление ими. Развивающие упражнения могут быть направлены на осознание системы когнитивных оценок; дифференциацию и вербализацию диапазона преобладающих эмоциональных реакций; конструирование адекватных и адаптивных эмоциональных реакций на когнитивном уровне, в воображении и на уровне прямых действий. Конечной целью тренинга развития эмоционального интеллекта когнитивной направленности является изменение способов мышления, которые поддерживают неадаптивное эмоциональное поведение.
Следует отметить, что в рамках рассмотренных направлений возможно обозначение лишь общей методологической основы развития эмоционального интеллекта. Разработка программ по развитию эмоционального интеллекта предполагает также ориентацию на положения конкретных теорий и подходов в соответствии с общей концептуальной моделью исследования. В современной психологической практике становится возможным использование разнообразных научных теорий и подходов: программа развития эмоционального интеллекта, предложенная М. Манойловой, разработана на основе деятельностного подхода с ориентацией на акмеологическую теорию профессионального становления [3]; концептуальной основой для развития эмоционального интеллекта в работе О. Приймаченко является положение про запечатление в сознании образов актуального (реального) и идеального (желаемого) состояния эмоционально-грамотного человека [10].
Таким образом, целенаправленное развитие эмоционального интеллекта является разноплановым в зависимости от общей методологической направленности тренингового воздействия и концептуальных основ исследования. Системные характеристики тренинга развития эмоционального интеллекта, с учетом методологических аспектов, представлены в табл. 1.
Методическое обеспечение развития эмоционального интеллекта.
Игровые методы. Представляют собой набор специальных упражнений и заданий. Характеризуются полифункциональностью применения – могут быть направлены как на общие цели (снятие напряженности, тревоги, установление положительных эмоциональных контактов), так и на решение частных целевых задач (развитие конкретных навыков и способностей, личностных качеств).
Методы арттерапии. Включают в себя совокупность техник, основанных на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Основными видами арттерапии являются: рисуночная терапия, музыкотерапия, бибилиотерапия, сказкотерапия. В контексте развития эмоционального интеллекта выделенные методы предполагают овладение навыками управления эмоциональной сферой на основе стимулирования эстетических реакций.
Психогимнастика. Состоит из комплекса упражнений, которые предполагают выражение переживаний, эмоциональных состояний с помощью движений, мимики, пантомимики. Психогимнастика является эффективным средством оптимизации перцептивной сферы личности, так как стимулирует развитие эмоционального «языка тела» (способности к выражению собственных эмоций и чувств посредством невербального поведения).
Дискуссионные методы. Являются эффективным способом активизации тренинговой группы для коллективного обсуждения определенной проблемы. Основными дискуссионными методами являются: групповая дискуссия, групповой самоанализ, анализ проблемных ситуаций [9]. В тренинговых группах развития эмоционального интеллекта возможна следующая тематика дискуссий: «Как управлять собой в сложных ситуациях?», «Чем отличается фасилятивное влияние от манипулятивного?».
Методы поведенческой терапии. Основными методами являются: тренинг релаксации, функциональный тренинг, имаго-метод [9]. Данная группа методов направлена на формирование поведенческих стереотипов. Метод релаксации направлен на овладение способами саморегуляции. Функциональный тренинг поведения основан на стимулировании уверенности в себе в различных ситуациях общения. Имаго-метод предполагает научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях.
В литературе содержатся данные в пользу эффективного использования арттерапевтических методик в ходе развития эмоционального интеллекта и его компонентов: показано, что обучение сценической деятельности способствует развитию эмоционального интеллекта старшеклассников [11]; разработана программа развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, основанная на библиотерапевтическом воздействии [8]; указывается на действенность музыкально-медитативных упражнений для развития эмоциональной сферы личности в целом [9].
Организация работы тренинговых групп. Направлена на оптимальное обеспечение условий для эффективного воздействия тренинга развития эмоционального интеллекта.
Комплектование тренинговых групп. Основные принципы комплектования групп с целью развития эмоционального интеллекта должны соответствовать общим рекомендациям формирования тренинговых групп (относительно гомогенности/гетерогенности, отсутствия психических расстройств, добровольного участия, количественного состава группы) [9], [12]. С нашей точки зрения, дополнительным условием комплектования групп развития эмоционального интеллекта является также не включение в тренинговую группу участников с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта и его компонентов, поскольку усиленное развитие способности к пониманию эмоций других людей может стимулировать значительное повышение чувствительности, что способствует проявлению депрессивной и пессимистической окраски настроения в напряженных ситуациях межличностного общения; чрезмерно развитая способность к управлению эмоциями усиливает манипулятивное отношение к окружающим [7].
Организация тренинговых занятий. Наиболее распространенными являются следующие режимы работы тренинговой группы: 1. тренинг в режиме «марафон» (по 7-10 часов в течение нескольких дней в подряд); 2. тренинг в режиме долговременной группы (по 2-3 часа 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев).
Длительность общего цикла тренинговых занятий может быть различной в зависимости от целевой направленности тренинга: от 20-30 часов (тренинг развития способностей эмоционального интеллекта) до 36-50 часов (тренинг развития личностных черт, связанных с эмоциональным интеллектом).
Основываясь на выше представленных данных предложим собственный (авторский) вариант развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах.
Авторская программа развития эмоционального интеллекта
.
Теоретической основой разработанной программы являются положения об адаптивной и стрессозащитной функциях эмоционального интеллекта [1], о роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации [13]. Согласно данным исследований, эмоциональный интеллект является регулятором эмоционального самочувствия в процессе адаптации, обуславливает выбор стратегий адаптивного поведения, влияет на социальное самочувствие в группе и проявление лидерских качеств.
Общая концептуальная модель развития эмоционального интеллекта построена в рамках гуманистической парадигмы и основана на следующем утверждении: целенаправленное повышение уровня эмоционального интеллекта в тренинговой группе является эффективным средством оптимизации процесса социально-психологической адаптации личности.
Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность социально-психологических тренингов. Основной целью тренинга является развитие способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей. Для достижения поставленной цели были использованы игровые упражнения, дискуссионные методы, арттерапевтические методики.
Представленная ниже программа (см. табл. 2) предназначена для юношеского возраста и рассчитана на 12 занятий (24 часа) по 2 занятия в неделю. Программа состоит из двух блоков, направленных на развитие внутриличностного эмоционального интеллекта, связанного с пониманием и управлением собственными эмоциями (блок 1) и развитие межличностного эмоционального интеллекта, связанного с пониманием и управлением эмоциями других людей (блок 2). Введению тренинговой программы предшествовал цикл занятий информационно-диагностического характера.
В ходе апробации программы наблюдались своеобразные «тренинговые эффекты»: 1. эффект сближения – совместное переживание эмоций в ходе выполнения творческой деятельности (рисование, аппликации, сочинение историй) усиливало тенденцию к установлению эмоциональной общности участников; 2. эффект последействия – после тренинговых занятий, требующих максимального приложения сил и энергетических затрат, наблюдалась подавленность в настроении, которая к следующему занятию сменялась на ярко выраженный «эйфорический» настрой и повышение эмоциональной вовлеченности участников. Предположительно, данный эффект обусловлен послетренинговой проработкой и «прочувствованием» воспринятого материала.
Представленная работа была направлена на теоретико-методологическое обоснование и организационные аспекты развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах. Апробация разработанной программы сопровождалась внешними признаками ее эффективности (эмоциональная вовлеченность, улучшение эмоционального самочувствия, позитивный настрой тренинговой группы). Дальнейшая работа будет направлена на изучение объективных результативных показателей тренингового воздействия с учетом временных аспектов.
Литература