развитие эмоционального интеллекта, эмоциональный интеллект, тренинг
Тесты EQ & тренинги

Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах

Деревянко, С.П. Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах / С.П. Деревянко

// Психологический журнал, 2008. – № 2. – С. 79–84.

В статье рассматриваются характерные особенности развития эмоционального интеллекта (ЭИ) в тренинговых группах. Выделены особенности целенаправленного развития эмоционального интеллекта относительно методологической направленности, методического обеспечения, организации тренингового воздействия. Показаны различия в системных характеристиках (цель, объект, характер воздействия) тренингов развития эмоционального интеллекта гуманистической, поведенческой, когнитивной направленности. В качестве основных методов тренингового воздействия рассматриваются игра, арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы. Затронуты организационные аспекты тренингового воздействия (комплектование тренинговых групп, цикличность тренинговых занятий). На основании рассмотренных данных предложена авторская программа развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах, основанная на гуманистической парадигме. Предложенная программа представляет собой один из видов социально-психологического тренинга.Ключевые слова: эмоциональный интеллект, развитие эмоционального интеллекта, тренинг.Развитие эмоционального интеллекта (далее ЭИ) рассматривается учеными преимущественно в двух аспектах: в плане изучения онтогенетических изменений в способностях к пониманию и управлению эмоциями (Е. Власова, М. Bell, R. Boyatzis, С. Cherniss, М. Elias) и в контексте целенаправленного (тренингового) воздействия на развитие отдельных сторон ЭИ (М. Манойлова, О. Приймаченко, С. Sarny, Steven A. De Lazarri).

В своих ранних исследованиях Дж. Майер, П. Сэловей обнаружили, что уровень эмоционального интеллекта у взрослых выше, чем у подростков – это свидетельствует об изменениях способностей эмоционального интеллекта с возрастом и указывает на возможность планомерного изучения закономерностей развития эмоционального интеллекта. Со временем появились работы, в которых были представлены данные исследований относительно особенностей развития отдельных способностей эмоционального интеллекта в онтогенезе, выделены уровни сформированности эмоционального интеллекта [1], рассмотрены биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта [2]. В указанных работах акцентируются внутренние аспекты развития эмоционального интеллекта, связанные с непроизвольным формированием способностей и черт личности.

Вместе с тем, результаты исследований, свидетельствующие о возможностях целенаправленного развития эмоционального интеллекта [3], [4], [5], указывают на произвольное повышение уровня эмоционального интеллекта и его компонентов путем организации внешнего (тренингового) воздействия. В литературе представлены характеристики фаз тренингового развития эмоционального интеллекта, предложены методы для развития отдельных компонентов эмоционального интеллекта [6]. В качестве наиболее перспективных областей развития способностей эмоционального интеллекта выделяются сферы образования, организационной психологии, геронтопсихологии, современных информационных технологий, клинической психологии [7].

Не взирая на актуальность проблемы целенаправленного развития эмоционального интеллекта, в литературе представлены также критические замечания по поводу организации системного тренингового воздействия: в связи с недостаточной экспериментальной базой исследования феномена эмоционального интеллекта [1], вследствие отсутствия строгих замеров эффективности программ развития эмоционального интеллекта [7], в связи с ограничительным воздействием системы тренингов на процесс развития эмоциональной сферы в целом [8].

С нашей точки зрения, презентация тренинговых программ развития эмоционального интеллекта должна базироваться на принципах научной обоснованности и технологической разработанности. В связи с этим, цель данной работы – рассмотрение особенностей развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах, а также представление авторской программы развития эмоционального интеллекта.

Работа в тренинговых группах ориентирована на использование активных методов психологии с целью обучения участников применять полученные на занятиях знания и навыки в реальной жизни [9]. По аналогии с данным определением, развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах предполагает актуализацию и углубление способностей к пониманию эмоций, обучение эффективным способам и приемам управления эмоциональными состояниями с последующим применением полученных знаний на практике. В соответствии с целью, поставленной в данной работе, рассмотрим особенности развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах относительно методологической направленности, методического обеспечения, организации проведения тренинговых занятий.

Методологическая направленность развития эмоционального интеллекта.

Наиболее целесообразным является развитие эмоционального интеллекта в рамках гуманистического, поведенческого, когнитивного направлений.

Гуманистическое направление: преимущественно акцентируются эмоциональные аспекты, чувства, а не интеллектуальные суждения, оценки. Тренинг развития эмоционального интеллекта может быть направлен на стимулирование наиболее полного выражения чувств, которые связаны с «внутренним Я», как по вербальным, так и по невербальным каналам; дифференциацию и распознавание объектов чувств; опознавание переживаний, ранее подавляемых и искажаемых. Конечной целью тренинга является реорганизация Я-концепции путем ассимиляции ранее не проработанных переживаний (тренинг личностного роста), развитие способностей к рефлексии и саморегуляции, эмпатии и фасилятивному влиянию (тренинг навыков и умений).

Поведенческое направление. В тренинге развития эмоционального интеллекта данного направления акцент ставится на произвольных способах управления эмоциями и их экспрессивным выражением. Способы развития эмоционального интеллекта предполагают формирование стереотипов эмоционального поведения, соответствующих социально-приемлемому реагированию; торможение дезадаптивных форм эмоционального поведения; овладение приемами саморегуляции и навыками самоконтроля. Конечная цель тренинга: научение способам эмоционального поведения и экспрессивного реагирования в различных жизненных ситуациях.

Когнитивное направление. Преобладает акцент на возможности научения новым способам эмоционального мышления, стимулирующим понимание эмоций и эффективное управление ими. Развивающие упражнения могут быть направлены на осознание системы когнитивных оценок; дифференциацию и вербализацию диапазона преобладающих эмоциональных реакций; конструирование адекватных и адаптивных эмоциональных реакций на когнитивном уровне, в воображении и на уровне прямых действий. Конечной целью тренинга развития эмоционального интеллекта когнитивной направленности является изменение способов мышления, которые поддерживают неадаптивное эмоциональное поведение.

Следует отметить, что в рамках рассмотренных направлений возможно обозначение лишь общей методологической основы развития эмоционального интеллекта. Разработка программ по развитию эмоционального интеллекта предполагает также ориентацию на положения конкретных теорий и подходов в соответствии с общей концептуальной моделью исследования. В современной психологической практике становится возможным использование разнообразных научных теорий и подходов: программа развития эмоционального интеллекта, предложенная М. Манойловой, разработана на основе деятельностного подхода с ориентацией на акмеологическую теорию профессионального становления [3]; концептуальной основой для развития эмоционального интеллекта в работе О. Приймаченко является положение про запечатление в сознании образов актуального (реального) и идеального (желаемого) состояния эмоционально-грамотного человека [10].

Таким образом, целенаправленное развитие эмоционального интеллекта является разноплановым в зависимости от общей методологической направленности тренингового воздействия и концептуальных основ исследования. Системные характеристики тренинга развития эмоционального интеллекта, с учетом методологических аспектов, представлены в табл. 1.


Методическое обеспечение развития эмоционального интеллекта.

С нашей точки зрения, наиболее продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются: игра, арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы.

Игровые методы. Представляют собой набор специальных упражнений и заданий. Характеризуются полифункциональностью применения – могут быть направлены как на общие цели (снятие напряженности, тревоги, установление положительных эмоциональных контактов), так и на решение частных целевых задач (развитие конкретных навыков и способностей, личностных качеств).

Методы арттерапии. Включают в себя совокупность техник, основанных на изобразительном искусстве и творческой деятельности. Основными видами арттерапии являются: рисуночная терапия, музыкотерапия, бибилиотерапия, сказкотерапия. В контексте развития эмоционального интеллекта выделенные методы предполагают овладение навыками управления эмоциональной сферой на основе стимулирования эстетических реакций.

Психогимнастика. Состоит из комплекса упражнений, которые предполагают выражение переживаний, эмоциональных состояний с помощью движений, мимики, пантомимики. Психогимнастика является эффективным средством оптимизации перцептивной сферы личности, так как стимулирует развитие эмоционального «языка тела» (способности к выражению собственных эмоций и чувств посредством невербального поведения).

Дискуссионные методы. Являются эффективным способом активизации тренинговой группы для коллективного обсуждения определенной проблемы. Основными дискуссионными методами являются: групповая дискуссия, групповой самоанализ, анализ проблемных ситуаций [9]. В тренинговых группах развития эмоционального интеллекта возможна следующая тематика дискуссий: «Как управлять собой в сложных ситуациях?», «Чем отличается фасилятивное влияние от манипулятивного?».

Методы поведенческой терапии. Основными методами являются: тренинг релаксации, функциональный тренинг, имаго-метод [9]. Данная группа методов направлена на формирование поведенческих стереотипов. Метод релаксации направлен на овладение способами саморегуляции. Функциональный тренинг поведения основан на стимулировании уверенности в себе в различных ситуациях общения. Имаго-метод предполагает научение адекватному реагированию в трудных жизненных ситуациях.

В литературе содержатся данные в пользу эффективного использования арттерапевтических методик в ходе развития эмоционального интеллекта и его компонентов: показано, что обучение сценической деятельности способствует развитию эмоционального интеллекта старшеклассников [11]; разработана программа развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, основанная на библиотерапевтическом воздействии [8]; указывается на действенность музыкально-медитативных упражнений для развития эмоциональной сферы личности в целом [9].

Организация работы тренинговых групп. Направлена на оптимальное обеспечение условий для эффективного воздействия тренинга развития эмоционального интеллекта.

Комплектование тренинговых групп. Основные принципы комплектования групп с целью развития эмоционального интеллекта должны соответствовать общим рекомендациям формирования тренинговых групп (относительно гомогенности/гетерогенности, отсутствия психических расстройств, добровольного участия, количественного состава группы) [9], [12]. С нашей точки зрения, дополнительным условием комплектования групп развития эмоционального интеллекта является также не включение в тренинговую группу участников с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта и его компонентов, поскольку усиленное развитие способности к пониманию эмоций других людей может стимулировать значительное повышение чувствительности, что способствует проявлению депрессивной и пессимистической окраски настроения в напряженных ситуациях межличностного общения; чрезмерно развитая способность к управлению эмоциями усиливает манипулятивное отношение к окружающим [7].

Организация тренинговых занятий. Наиболее распространенными являются следующие режимы работы тренинговой группы: 1. тренинг в режиме «марафон» (по 7-10 часов в течение нескольких дней в подряд); 2. тренинг в режиме долговременной группы (по 2-3 часа 1-2 раза в неделю в течение нескольких месяцев).

Длительность общего цикла тренинговых занятий может быть различной в зависимости от целевой направленности тренинга: от 20-30 часов (тренинг развития способностей эмоционального интеллекта) до 36-50 часов (тренинг развития личностных черт, связанных с эмоциональным интеллектом).

Основываясь на выше представленных данных предложим собственный (авторский) вариант развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах.

Авторская программа развития эмоционального интеллекта

.

Теоретической основой разработанной программы являются положения об адаптивной и стрессозащитной функциях эмоционального интеллекта [1], о роли эмоционального интеллекта в процессе адаптации [13]. Согласно данным исследований, эмоциональный интеллект является регулятором эмоционального самочувствия в процессе адаптации, обуславливает выбор стратегий адаптивного поведения, влияет на социальное самочувствие в группе и проявление лидерских качеств.

Общая концептуальная модель развития эмоционального интеллекта построена в рамках гуманистической парадигмы и основана на следующем утверждении: целенаправленное повышение уровня эмоционального интеллекта в тренинговой группе является эффективным средством оптимизации процесса социально-психологической адаптации личности.

Представляемый вид тренинга может рассматриваться как разновидность социально-психологических тренингов. Основной целью тренинга является развитие способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями и эмоциями других людей. Для достижения поставленной цели были использованы игровые упражнения, дискуссионные методы, арттерапевтические методики.

Представленная ниже программа (см. табл. 2) предназначена для юношеского возраста и рассчитана на 12 занятий (24 часа) по 2 занятия в неделю. Программа состоит из двух блоков, направленных на развитие внутриличностного эмоционального интеллекта, связанного с пониманием и управлением собственными эмоциями (блок 1) и развитие межличностного эмоционального интеллекта, связанного с пониманием и управлением эмоциями других людей (блок 2). Введению тренинговой программы предшествовал цикл занятий информационно-диагностического характера.


В ходе апробации программы наблюдались своеобразные «тренинговые эффекты»: 1. эффект сближения – совместное переживание эмоций в ходе выполнения творческой деятельности (рисование, аппликации, сочинение историй) усиливало тенденцию к установлению эмоциональной общности участников; 2. эффект последействия – после тренинговых занятий, требующих максимального приложения сил и энергетических затрат, наблюдалась подавленность в настроении, которая к следующему занятию сменялась на ярко выраженный «эйфорический» настрой и повышение эмоциональной вовлеченности участников. Предположительно, данный эффект обусловлен послетренинговой проработкой и «прочувствованием» воспринятого материала.

Представленная работа была направлена на теоретико-методологическое обоснование и организационные аспекты развития эмоционального интеллекта в тренинговых группах. Апробация разработанной программы сопровождалась внешними признаками ее эффективности (эмоциональная вовлеченность, улучшение эмоционального самочувствия, позитивный настрой тренинговой группы). Дальнейшая работа будет направлена на изучение объективных результативных показателей тренингового воздействия с учетом временных аспектов.

Литература

1. Коврига Н.В. Стресозахисна та адаптивна функції емоційного інтелекту: Автореф. дис. … канд.психол.наук: 19.00.01/ Дніпропетровський національний ун-т. – Д., 2003. – 20 с.
2. Андреева И.Н. Предпосылки развития эмоционального интеллекта // Вопросы психологии. – 2007. – № 5. – С. 57-65.
3. Манойлова М.А. Развитие эмоционального интеллекта будущих педагогов. – Псков: ПГПИ, 2004. – 60 с.
4. Sarny C. The development of emotional competence. – NY: GuilfordPress, 1999. – 381 p.
5. Steven A. De Lazarri. Emotional intelligence, meaning, and psychological well being: a comparison between early and late adolescence. – Trinity Western Univ., 2000. – 101 p.
6. Cherniss C., Boyatzis R., Elias M. Developments in emotional intelligence. – San Francisco: Jossey-Bass, 2001.
7. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4. – С. 3-26.
8. Нгуен Минь Ань. Развитие эмоционального интеллекта // Ребенок в детском саду. – 2007. – № 5.
9. Осипова А.А. Общая психокоррекция. – М.: ТЦ Сфера, 2002. – 509 с.
10. Приймаченко О. М. Образ стану емоційно-освіченої людини як умова розвитку емоційного інтелекту // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету. – Чернігів: ЧДПУ, 2006. – Випуск 41. – Том 2. – С. 96-99.
11. Березовская Т.П. Психологические особенности эмоционального интеллекта старшеклассников // Когнитивная психология / Под ред. А.П.Лобанова, Н.П.Радчиковой. – Мн.: БГПУ, 2006. – С. 16-20.
12. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. – М.: Издательство «Ось-89», 1999. – 176 с.
13. Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов // Инновационные образовательные технологии. – Минск, 2007. – №1 (9). – С. 92-95.
14. Асмаковец Е.С. Психотехники развития эмоциональной гибкости // Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. проф. А.О. Прохорова. – СПб.: Речь, 2004. – С. 434-450.
15. Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-составитель Л.Б. Шнейдер. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2004. – 208 с.
16. Семенова Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости педагога. Учебное пособие. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 224 с.
17. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. – СПб.: Речь, 2007. – 256 с.
18. Айдакова Л. Уроки психологии в школе. Созидательная терапия. – М.: Научно-практический Центр «Коррекция», 1993. – 75 с.
Summary
Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах
Article Name
Развитие эмоционального интеллекта в тренинговых группах
Description
Программа развития эмоционального интеллекта предполагают формирование стереотипов эмоционального поведения.
Author
Publisher Name
Психологический журнал
Publisher Logo