эмоциональный интеллект, тренинг
Тесты EQ & тренинги

Программа тренинга эмоциональной компетентности

Оксана Тарасенко.

Программа тренинга эмоциональной компетентности

«Можно ли подсчитать убытки от неподписанных контрактов, нереализованных проектов, ухода из фирмы менеджеров и потерянных для фирмы клиентов из-за неразвитой эмоциональной компетентности? Если вы в бизнесе, то наверняка знаете, что цена вопроса высока. Непонятый, обиженный клиент многим расскажет о разочаровании, менеджер, не умеющий понимать и оценивать свои и чужие чувства, будет терять сотрудников и партнеров — все это в конечном итоге дорого обойдется фирме... Почему происходят эти потери? Как можно научиться осознавать эмоции и управлять ими, чтобы они помогали нам, работали во благо?» (Светлана Чумакова. Предисловие к кн. М. Рейнольдс «Коучинг: Эмоциональная компетентность»)

Данный тренинг рассчитан на решение всех перечисленных проблем, которые могут возникнуть как в бизнесе, особенно в области деятельности «человек-человек», так и в межличностном общении.

Целевая аудитория: руководители, менеджеры разных уровней, специалисты, все те, кто нацелен на личностный рост и повышение своей профессиональной эффективности

Цели тренинга:

    осознать различия понятий эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность;
    научиться осознавать собственные эмоции, переживаниями и облекать их в форму поведения, адекватную ситуации;
    научиться управлять собственными эмоциями (освободиться от неприятных, навязчивых эмоций, вызывать в себе положительные эмоции);
    приобрести навыки осознания эмоций других людей и говорить о них так, чтобы не нарушить контакт;
      развить умение

управлять эмоциями

    других людей при взаимодействии в межличностном общении;
      развить навыки

эмпатии

    и коммуникативности.

В ходе тренинга участники:

    научатся регуляции эмоций: собственных и других людей;
    узнают об использовании эмоций: гибкое планирование, творческое мышление, переключение внимания, мотивация;
    наработают базовые навыки эмоциональной компетентности;
    научатся преодолевать барьеры в общении, лучше понимать собеседника;
    смогут применять методы корректного влияния и убеждения.

Программа тренинга¹

«Заключение контракта» (правила группы)

1. Закон «ноль-ноль» (о пунктуальности).
2. Правило поднятой руки: высказываются по очереди, когда один говорит, остальные молча слушают и, прежде чем взять слово, поднимают руку.
3. Без оценок: принимаются различные точки зрения, никто друг друга не оценивает, обсуждаем только действия: критика должна быть конструктивной.
4. Конфиденциальность: то, что происходит на занятии, остается между участниками.
5. Правило «Стоп»: если обсуждение какого-то личного опыта участников становится неприятным, тот, чей опыт обсуждается, может закрыть тему, сказав «Стоп».
6. Активность: чаще всего , те, кто проявляют активность на занятиях приобретают по окончании тренинга больше, чем те, кто был пассивен.

1 ДЕНЬ

Вступление

1. Знакомство с участниками тренинга, сбор ожиданий
2. Стихотворение Р. Киплинга «Заповедь»
3. Упражнение «Раздели мою радость со мной»

I. Общее представление об эмоциях
1. Мини-лекция.
Эмоции – это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т.д. Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не испытывая эмоций – мы не будем настоящими людьми. Эмоции мотивируют, они мобилизуют энергию, они регулируют или фильтрую наше восприятие. По механизму происхождения эмоции связаны с инстинктами.
2. «Прогноз погоды» или «С каким животным я себе ассоциирую?»
3. Модерация «Какие эмоции вы знаете?»
4. Работа с Дневником эмоций (Приложение А – автор М. Рейнольдс)

II. Эмоциональный интеллект и эмоциональная компетентность.
Модель эмоционального интеллекта:
1. Мини-лекция.
2. Самодиагностика по методике МЭИ (М.А. Манойлова)
___________________________________________

¹Данный тренинг разработан на основе модели эмоционального интеллекта М.А. Манойловой

III. Осознание эмоций
• Способность по физическому состоянию и внутреннему диалогу определять, какую именно эмоцию вы испытываете в данный момент; соотносить эту эмоцию с ее названием; определять, из каких базовых эмоций состоит испытываемая сложная эмоция; осознавать изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой.

«Я чувствую, следовательно, я мыслю, следовательно, я существую».
Многие люди не могут даже подобрать слов, для того чтобы описать, как они себя чувствуют. Мы понимаем значение слов академически, но у нас сразу же возникают трудности, когда мы пытаемся определить, что переживаем в конкретный момент.

Если вы не знаете, какая эмоция руководит вами, вы не можете контролировать себя. Ваша первая задача — распознать эмоциональную реакцию, затем определить ее источник — что заставило ваш мозг отреагировать таким образом, — и уже после этого вы будете способны оценить варианты возможных действий и предпринять их.

С тех пор как корень слова компетентность (eng. — intelligence) означает «выбирать между несколькими возможностями», вы достигаете эмоциональной компетентности, когда осознаете все возможности. С этим осознанием вы становитесь свободны в своем выборе. Вы контролируете ситуацию, а не примитивная часть вашего мозга» (М. Рейнольдс).

Упражнения на развитие невербальных средств выражение эмоций:
1. Разговор через стекло.
2. Отражение.
3. Изобрази эмоцию.

Упражнения на развитие вербальных средств выражение эмоций:
1. Мое сильное переживание.
2. Мое внутреннее состояние – какого я цвета?
3. Говорю, что вижу.
4. Упражнение «Самопроверка».

IV. Осознание эмоций других людей
• Возможность понимать эмоции, испытываемые другими людьми, по их вербальному и невербальному поведению, дифференцировать истинные и ложные проявления чувств других людей, определять изменение интенсивности эмоции и переходы от одной эмоции к другой
Ключ к использованию эмоциональной компетентности при общении с другими такой же, как и при использовании ее для себя, — стать объективным наблюдателем. Всегда перед тем как начать разговор, вам нужно определить, способны ли вы разговаривать с собеседником в нейтральном тоне. Мысленно ответьте себе на вопросы:
- Как вы себя чувствуете? Вы можете говорить с другими людьми таким образом, чтобы они видели возможность нахождения новых способов совместной деятельности?
Вполне возможно, вам нужно сделать глубокий вдох, остановить внутренний монолог и сфокусироваться на итогах того, что вы делаете, спросив себя: «Как я хочу, чтобы закончилась общение (эта ситуация)?»

Упражнения:
1. Угадай эмоцию.
2. С кем я разговариваю?
3. Зеркало.
4. Тень.
5. Кто он?
6. Проговаривание эмоционального состояния партнера.

2 ДЕНЬ

V. Управление своими эмоциями
• Умение определять источник и причину возникновения эмоции, ее назначение и возможные последствия развития, степень ее полезности в конкретной ситуации; в соответствии с этим при необходимости найти способ регуляции эмоции (изменения степени ее интенсивности или замены на другую эмоцию), управляя дыханием, состоянием тела, используя вербальные и невербальные способы управления эмоциями и управление внутренним диалогом. К этому же умению относится способность вызывать у себя эмоцию, необходимую в конкретной ситуации

1. Разминка «Шурум-бурум».
2. Ярмарка обмена.
3. Техника «Дыхание шариком».

Методы работы с негативными эмоциями:
1. Визуализация.
2. Кино о себе (взгляд со стороны).
3. Освобождение от раздражения с помощью нелепых деталей.
4. Смех сквозь слезы.
5. Рисуем рисунок эмоции.

VI. Управление эмоциями других людей
• Умение определять возможную причину возникновения эмоции у другого человека и предполагать последствия ее развития, изменение эмоционального состояния другого человека (интенсивности эмоции, перехода на другую эмоцию) с помощью вербальных и невербальных средств; способность вызывать нужную эмоцию в людях. В отличие от манипулятивной игры на эмоциях других, такое взаимодействие помогает людям развивать первые три навыки эмоциональной компетентности

1. Дискуссия “Как можно управлять эмоциями других людей?»
2. Психологическая настройка на партнера.
3. Утешь друга.
4. Давление.
5. Меняющаяся комната.

VII. Развитие навыков эмпатии и коммуникабельности:

1. Мини-лекция.
2. Пейсинг или отображение чувств.
3. Упражнение Скажи «Да».
4. Передача движения по кругу.
5. Ролевая игра «Официант, в моем супе муха».
6. Упражнение «Разные методы общения».

Подведение итогов тренинга

1. Праздник вежливости.
2. Общий рисунок эмоционального состояния всех участников тренинга.
3. Заполнение анкет обратной связи (Приложение Б).

Описание некоторых заданий к тренингу:

"Раздели мою радость со мной!"

«Начинаем нашу работу с традиционной процедуры знакомства участников. Сейчас каждый из вас оформит себе визитную карточку. В ней нужно указать свое тренинговое имя. При этом вы вправе взять себе любое имя. Его нужно написать разборчиво и достаточно крупно, а затем закрепить свою визитку на груди так, чтобы все члены группы могли прочитать ваше имя. В дальнейшем на всем протяжении тренинга мы будем обращаться друг к другу по именам.

У вас 3 минуты для того, чтобы вы сделали свои визитки и подготовились к знакомству. Затем вам дается 10 минут, чтобы подойти к возможно большему количеству участников, поприветствовать друг друга, начиная диалог словами: "Здравствуй, раздели мою радость со мной ..".. Во время взаимных приветствий вам нужно рассказать партнеру о своей радости. Лучше, если каждый раз это будет новая радостная весть. Постарайтесь вспомнить что-то из последних событий, которые были вам приятны и радостны. Например, "Здравствуй, Макс, я хочу тебе сказать, что мне удалось помириться со своим очень хорошим другом".

Упражнение Рисуем «Прогноз погоды»

Инструкция

«Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас "плохая погода" или "штормовое предупреждение", а может быть, для вас светит солнце».
Далее по кругу проводится презентация рисунков и пояснения. По необходимости тренер задает вопросы каждому участнику.

Изобрази эмоцию

Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки" означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо", „Радость. Губы", „Чванство. Правая рука", „Гордость. Спина", „Страх. Ноги" и др.

Упражнение «Самопроверка»

Проводится индивидуально. Каждый участник на листе бумаги пишет ответы на вопросы.
Далее может проходить рефлексия (по желанию участников).

ПОДУМАЙТЕ, КАКОЕ ЛИЧНОСТНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ОБЫЧНО ПЕРЕДАЕТСЯ ПАРТНЕРАМ В ВАШИХ ЭМОЦИЯХ:
доброжелательность или зловредность
доверчивость или подозрительность
радушие или ехидство
простота или высокомерие
порядочность или сволочизм
миролюбие или агрессия
спокойствие или нервозность
оптимизм или пессимизм
великодушие или скопидомство

Итак, что вы можете сказать о личностном компоненте своих эмоций:
Как вы смеетесь: хи-хи, ха-ха, хо-хо, хе-хе или как-то иначе?
Как вы сердитесь: со злостью, добродушно ворчите или оскорбляете партнера?

Как вы жалуетесь: пытаясь найти сочувствие, обвиняя кого-либо, нападая при этом или переживая чувство неловкости?
Как вы требуете: воодушевляя или принижая партнера, категорично или допуская возражения, поощряя или укоряя личность?
Как вы делаете замечания: уважая или обижая партнера, спокойно или раздраженно, терпеливо или нетерпеливо, в мягкой или жесткой форме?
Как вы реагируете на критику, агрессивно, зло, раздраженно или с чувством юмора, а может быть, с искренней признательностью?
Как вы отзываетесь о большинстве своих коллег, с чувством зависти, обиды, неудовлетворенности или благожелательно?
Как вы реагируете на недомогающего близкого человека: с раздражением, стараясь скорее отделаться от него или с сочувствием, пониманием, с готовностью помочь?

Невербальные средства выражения эмоций

Проверьте Себя:
o Ваши глаза. Их выражение искреннее, доброжелательное и приветливое или напряженное и испытующее?
o Мышцы вашего лица. Они напряжены (выражают неодобрение, озабоченность) или расслаблены? Можете ли вы непринужденно улыбнуться глазами и губами?
o Руки. Ваши руки скрещены? Жестикулируете ли вы ими? Разомкнуты ли они (выражая одобрение, готовность помочь и хорошее отношение), спокойны ли ваши жесты?
o Поза. Вы смотрите в пол? Вы располагаетесь слишком далеко или слишком близко? Ваша поза выражает открытость или замкнутость?

Упражнение "Разговор через стекло" (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой)

Участники разбиваются на пары. Тренер: "Представьте себе, что вас и вашего партнера разделяет окно с толстым, звуконепроницаемым стеклом, а вам надо передать ему какую-то информацию. Говорить запрещено - ваш партнер вас все равно не услышит. Не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробуйте передать через стекло все, что нужно, и получить ответ. Встаньте друг против друга. Начинайте". Все остальные участники внимательно наблюдают, не комментируя происходящее. После окончания этюда все обсуждают увиденное.

Возможно усложнение упражнения. Говорящему сначала надо привлечь к себе внимание партнера.

Упражнение «Отражение» (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой)

Участники группы стоят по кругу.

«Пусть каждый из нас по очереди сделает движение, отражающее его внутреннее состояние, a мы все будем повторять это движение 3—4 раза, стараясь вчувствоваться в состояние человека, по пять это состояние».

После завершения упражнения можно задать группе вопрос «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?». После того как относительно состояния кого-либо из участников будет высказано несколько гипотез, следует обратиться к нему за объяснением его действительного состояния.

Упражнение «Мое сильное переживание» (разработано Н.Ю. Хрящевой)

Упражнение направлено на развитие навыков вербализации состояний, дает возможность получать дополнительные представления о субъективных особенностях их переживаний, способствует сплочению участников и улучшению групповой атмосферы.

Упражнение проводится в тройках (четверках). Состав троек определяют сами участники по критерию наилучшего знания партнеров.
"В опыте каждого из нас есть ситуации, которые сопровождались глубокими эмоциональными переживаниями. Вспомните одну из таких ситуаций и расскажите о ней в группе. Постарайтесь описать свое состояние в тот момент как можно детальнее, чтобы слушатели смогли „вчувствоваться" в него».

Упражнение «Мое внутренне состояние – какого я цвета?» (Н.Ю. Хрящева)

Это упражнение направлено на развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения. Говорят, что японские дети различают несколько десятков оттенков черного цвета и около трехсот красного, так как знают их названия. Аналогично: расширяя словарный запас, который мы используем для обозначения чувств, состояний, можно расширить и свои возможности идентификации этих состояний.

Участники группы сидят по кругу.

Тренер: «Каждый из нас, подумав некоторое время, скажет, какого он (или она) сейчас цвета. При этом речь идет не о цвете вашей одежды, а об отражении в цвете вашего состояния. (Дается некоторое время на обдумывание задания, после чего каждый из участников говорит всем, какого он сейчас цвета).

Теперь расскажите, пожалуйста, о том, как изменялось ваше состояние, настроение в течение утренних часов с момента, как вы проснулись, и до того, как вы пришли сюда, — и с чем были связаны эти изменения. В заключение своего рассказа охарактеризуйте то состояние, в котором вы находитесь сейчас и поясните, почему вы выбрали для его обозначения именно тот цвет, который вы назвали».

Упражнение «Говорю, что вижу»

Описание поведения и то, что, возможно, чувствует человек, означает сообщение о наблюдаемых специфических действиях других людей без оценивания, то есть без приписывания им мотивов действий, оценки установок, личностных черт (безусловно принимаем человека). Первый шаг в развитии высказываться в описательном ключе, а не форме оценок – улучшение умения наблюдать и сообщать о своих наблюдениях, не давая оценок. Описательные высказывания, в отличие от оценочных высказываний, вызывают у партнера общения большее желание понять и изменить свое поведение. К примеру : «Лена – ты неряха» – это оскорбление, оценка. «Лена, ты не убрала свою постель» – описание поведения.

Сидя в круге, сейчас вы наблюдаете за поведением других и, по очереди, говорите, что в видите относительно любого из участников. К примеру : «Коля сидит, положив ногу на ногу, он чувствует умиротворение», «Катя улыбается, наверное, у него хорошее настроение».

Информация для тренера:
Тренер следит за тем, чтобы не использовались оценочные суждения и умозаключения. После выполнения упражнения обсуждается, часто ли наблюдалась тенденция использовать оценки, было ли сложным это упражнение, что чувствовали участник.
Разминка «Шурум-бурум»

Водящему предлагается загадать чувство, а затем только с помощью интонации, отвернувшись от круга и, произнося только слова «шурум-бурум», показать задуманное им чувство.

Упражнение «Ярмарка обмена» (упражнение с элементами коучинга)

По очереди рассказываем о приемах саморегуляции, которые вы используете. И о том, как вы управляете своими эмоциями? (Записываем на флип-чарт).

Теперь приступим к самостоятельной работе. Участники записывают ответы в рабочие тетради.

1. Кто-нибудь из вас задумывался о том, что нужно управлять своими эмоциями, но до сих пор так и не взялся за это? По какой причине?
2. Пожалуйста, сейчас молча, каждый про себя ответьте на вопрос: «Когда лично я намерен начать управлением своими эмоциями?»
Желательно ответы записывать в рабочую тетрадь.
Ключ к использованию эмоциональной компетентности при общении с другими такой же, как и при использовании ее для себя, — стать объективным наблюдателем. Тогда вы увидите множество всевозможных ответов на следующие вопросы (записываем ответы в рабочую тетрадь):
1. Что заставляет их вести себя таким образом?
2. Что защищает их мозг?
3. Они боятся того, что их не услышат или не признают, обвинят в неправоте? Боятся ли они неудач?
4. Чувствуют ли они, что я не уважаю их или что я недооценил их идеи?
Оправдал ли я их ожидания?
5. Не смущаю ли я их, не боятся ли они того, что не понравятся мне?
Переживают ли они из-за того, что другие могут считать их идеи и работу недостойными доверия и уважения?
6. Создал ли я атмосферу, в которой они чувствовали бы себя безопасно и говорили бы то, что думают? Вы хотите, чтобы они чувствовали себя достаточно безопасно, чтобы рассказывать, что они думают?
Ответьте на эти вопросы самостоятельно. По желанию участников проводим рефлексию.

Упражнение «Утешь друга»

Все участники садятся по кругу.

Вариант 1
Работа в парах. (Тренер называет состав пар, подобранных с учетом субъективных предпочтений участников и их психологических особенностей.) Сядьте так, чтобы каждой паре было удобно работать. Решите сами, кто из вас начнет выполнять упражнение. (Тренер убеждается, что в каждой паре определен участник, который будет начинать упражнение.) Начинающий примет вид грустного, чем-то расстроенного, вялого человека. Попытайтесь найти средства для того, чтобы войти в это состояние. Напарник должен, используя различные средства, изменить состояние грустного участника в позитивную сторону, вызвать у него улыбку, смех, активизировать его, не прибегая к физическому контакту. Когда вы справитесь с задачей, поменяйтесь ролями».

Вариант 2
Все участники садятся по кругу.
«Сейчас нам нужно решить такую задачу: изменить состояние N, которому грустно Он расстроен и не расположен с нами разговаривать. (Тренер заранее договаривается с N о его участии в упражнении.) Мы можем рассказывать N истории, говорить что-либо приятное и т. д.»

Так как в этом случае усилия всей группы концентрируются на одном участнике, то его состояние меняется быстро. В ходе обсуждения обращается внимание на действия, фразы, которые в наибольшей степени влияли на изменение состояния N, а также на то, что было для него безразличным или неприятным.

«Меняющаяся комната»

Давайте сейчас будем медленно ходить по комнате… А теперь представьте, что комната наполнена жвачкой и вы продираетесь сквозь нее… А теперь комната стала оранжевой – оранжевые стены. Пол и потолок, вы чувствуете себя наполненными энергией, веселыми и легкими как пузырьки в «Фанте»… А теперь пошел дождь, все вокруг стало голубым и серым. Вы идете печально, грустно, усталые…
Упражнение Скажи «Да»
Цель:
- совершенствование навыков эмпатии и рефлексии.
Группа разбивается на пары Один из участников говорит фразу, выражающую его состояние, настроения или ощущения. После чего второй должен задавать ему вопросы, чтобы уточнить и выяснить детали. Например, " Странно, но я заметила за собой, что когда нахожусь в таком состоянии, то цвет моей одежды примерно одинаков". Упражнение считается выполненным, если в ответ на расспросы участник получает три утвердительных ответа - "да".

"Передача движения по кругу" (разработано В.Б. Березкиной-Орловой, М.А. Баскаковой)

Цель:
- совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне;
- развитие воображения и эмпатии.
Все садятся в круг. Один из участников группы начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы его можно было продолжить. Сосед повторяет действие и продолжает его. Таким образом предмет обходит круг и возвращается к первому игроку. Тот называет переданный им предмет и каждый из участников называет, в свою очередь, что передавал именно он. После обсуждения упражнение повторяется еще раз.

Ролевая игра «Официант, в моем супе муха»
Участникам группы предлагается поучаствовать в конфликтной ситуации, случившейся в одном из дорогих ресторанах.
Дайте каждому из участников по одному из ниже приведенных сценариев, чтобы ознакомиться.

Объясните, что упражнение представляет собой ролевую игру, призванную продемонстрировать некоторые аспекты общения.
Попросите двух исполнителей выйти и австать так, чтобы все могли их видеть и слышать, после чего начните игру.

После проигрывания ситуации следует обсудить впечатления, мнения, переживания, возникшие у участников сцены, а затем наблюдения остальных членов группы. Если позволит время и найдутся желающие, упражнение можно повторить, но с другими участниками.

РОЛЬ А
Вы путешествуете по чужой стране. Сегодня, обедая в весьма дорогом ресторане, вы обнаружили в супе нечто, похожее на часть насекомого. Вы пожаловались официанту, но тот уверял, что это не насекомое, а специи. Вы не согласились и пожелали переговорить с управляющим. И вот управ­ляющий подходит к вашему столику.

РОЛЬ Б
Вы — управляющий очень хорошим рестораном. Цены могут показаться высокими, но качество обслуживания в высшей степени оправдывает их. У вашего ресторана хорошая репутация, и он привлекает многих иностран­цев. Сегодня в ваш ресторан пришел пообедать иностранец, и один из новых официантов подал ему суп. Возникли какие-то претензии, и офици­ант передал вам, что иностранец желает с вами переговорить. Итак, вы направляетесь к его столику.

Вопросы:
1. Жаловался ли А? Отменил ли он заказ? Отказался ли заплатить за суп?
2. Вник ли Б в суть проблемы? Преодолел ли непонимание сторона­ми друг друга? Выразил ли искреннее сожаление? Принес ли веж­ливые извинения?
3. Удалось ли сторонам дать объяснения, воспринять их и разрешить проблему к обоюдному удовлетворению?

Упражнение «Будь готов» (разработано М. Рейнольдс)

Вам понадобятся ручка, бумага и часы. Вы можете выполнять упражнение самостоятельно или с партнером.
1. Перечислите три убеждения, которые важны для вас, но почти ничего не значат для остального мира.
Например, вас раздражает, когда рулон туалетной бумаги кладут так, что он разматывается в «неправильную» сторону? Тарелки нужно мыть сразу после еды или они могут какое-то время полежать в раковине? Нужно ли класть все на свое место? Должна ли одежда быть уложена определенным образом? Всегда ли необходимо приходить вовремя? Сиденье туалета должно быть поднято или опущено? Нужно ли подробно анализировать все возможности, перед тем как сделать большую покупку? Начните с трех своих больных мест. Убедитесь, что они незначительны по сравнению с глобальным порядком вещей.
2. Раскритикуйте одно из своих убеждений.
Засеките одну минуту. Все 60 секунд проведите в поисках максимального количества доказательств того, что ваше убеждение неверно. Спорьте с собой. Подойдите к задаче творчески, не бойтесь быть глупым. Вы сможете вернуться к своему убеждению уже через 60 секунд. Если вы выполняете упражнение с партнером, пусть он отстаивает ваше убеждение, в то время как вы будете выступать против него. Это более сложно, но и более эффективно.
3. Задайте себе следующие вопросы:
Что вы узнали о своей привязанности к убеждению? Насколько трудной была попытка избавиться от него? Если упражнение показалось вам сложным, повторите пункты 1—3, применяя их к другому вашему убеждению.
4. Примените то, что вы узнали из упражнения, на работе.
Представьте, что вы работаете над проектом и убеждены, что выполнять его надо совсем не так, как это делается в настоящий момент. Вы можете избавиться от вашего убеждения по поводу того, как все должно происходить? Теперь вообразите, что это относится к изменению приоритетов на работе или заведенного порядка действий. Если раньше вы жаловались на перемены или боялись их, можете ли вы сейчас найти веские причины, чтобы принять предписания, данные вам?

Ответьте на вопросы:
Когда ваши убеждения подводили вас на работе?
Когда вы становились настолько привязаны к определенному образу действий, что не могли представить другой способ поведения в данной ситуации или другую модель взаимодействия с людьми?
Вы умеете спорить с собой, ломать свои стереотипы для того, чтобы меняться и расти?
Как только вы научитесь преодолевать свои блокировки, вы начнете узнавать, когда другие люди настолько привержены своим убеждениям, что не видят возможностей.
Как вы можете помочь им увидеть новые пути развития?

Попробуйте поупражняться в этой игре с другими, используя ее как технику, вдохновляющую на творчество и внезапные плодотворные идеи — альтернативы старым решениям. Сначала признавайте, что предложение другого не лишено оснований, затем спрашивайте, готов ли ваш собеседник увидеть ситуацию под другим углом. Запомните: ваши партнеры не должны чувствовать, что вы берете все под контроль или пытаетесь доказать им их неправоту. Пусть они почувствуют, что правы, а вы же посмотрите, как можете помочь им увидеть несколько верных ответов на один вопрос.

Игра «Праздник вежливости» (разработано Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой).
Цель. Стимулировать желание радовать и поддерживать друг друга с помощью слов.

Ход игры
«Сейчас в нашей группе, объявляется праздник вежливости! Вежливые люди отличаются тем, что никогда не забывают благодарить окружающих. Сейчас у каждого из вас появится шанс проявить свою вежливость и поблагодарить других за что-нибудь. Вы можете подойти к любому и сказать: «Спасибо тебе за то, что ты...». Вот увидите, благодарить очень приятно. Постарайтесь никого не забыть и подойти к каждому, ведь истинно вежливые люди еще и очень внимательны. Готовы? Тогда начинаем».

Дневник эмоций Приложение 1

То же для 2 недели.
Анкета Обратная связь Приложение 2

Summary
Review Date
Reviewed Item
Данный тренинг рассчитан на решение проблем, которые могут возникнуть как в бизнесе, особенно в области деятельности «человек-человек», так и в межличностном общении.
Author Rating
51star1star1star1star1star