Исследования EQ

Психологическая характеристика подтипов эмоционального интеллекта с низким его уровнем

Андреева, И. Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОДТИПОВ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА С НИЗКИМ ЕГО УРОВНЕМ / И. Н. Андреева // Когнитивные штудии : когнитивная парадигма в междисциплинарных исследованиях : материалы VI международной междисциплинарной конференции. — Вып. 6 / Под ред. А. П. Лобанова, Н. П. Радчиковой. − Минск : БГПУ, 2015. – С. 28−35.

В современной психологии эмоциональный интеллект (ЭИ) – совокупность интеллектуальных способностей к обработке эмоциональной
информации – исследуется при помощи объективных тестов и опросников, основанных на самоотчете, при этом результаты первых и последних измерений образуют слабую корреляцию. По этой причине закономерно предположение о наличии двух составляющих эмоционального интеллекта как интегрального целого, выделяемых в рамках разрабатываемой нами интегративной модели ЭИ. В их числе: 1) инструментальный эмоциональный интеллект, который проявляется при решении практических задач и подлежит внешней объективной оценке; 2) индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект, который осознается и определенным образом оценивается самим субъектом посредством самоотчета.
Первый из них представляет собой интеллектуальную способность, второй – не что иное, как ее более или менее точный рефлексивный образ. Известно, что в развитии интеллекта существенная роль принадлежит рефлексии, которая понимается как метамыслительный процесс, направленный на анализ, понимание и осознание себя, своих мыслей, эмоций, способностей. Рефлексия, осуществляемая эмоциональным интеллектом, по мнению Д.В. Ушакова, носит многоуровневый характер – от простого осознания чувств к их
все большему обобщению. По мере увеличения уровня рефлексии происходит возрастание роли интеллекта и уменьшение – эмоциональности.
В литературе отмечается, что высокоразвитый эмоциональный интеллект способствует адаптации (в частности [7]), а также становлению взаимосвязанных с ней позитивных эмоциональных характеристик личности (например, повышению стрессоустойчивости [8], снижению личностной тревожности [2]). Однако до недавнего времени отсутствовали исследования, в рамках которых предлагался бы ответ на вопрос о том, влияет ли осознание собственного уровня эмоционального интеллекта на индивидуально-
типологические и личностные свойства индивида. Указанные пробелы в области психологического знания и определяют актуальность наших исследований.
В результате эмпирического исследования подтипов высокоразвитого ЭИ, отличающихся по степени его рефлексивности, установлено, что глубина осознания индивидом собственного уровня высокоразвитого ЭИ определяет выраженность у него позитивных индивидуально-типологических и личностных свойств, способствующие адаптации и переживанию эмоционального благополучия (среди них, в частности, эмоциональная устойчивость и интернальность). При этом обнаружено, что высокие показатели эмоционального интеллекта при низком уровне их рефлексии не защищают индивида от эмоционального неблагополучия и дезадаптивных тенденций в поведении.