эмоциональный интеллект, J.D. Mayer, Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Гоулман, EQ, Нгуен Минь Ань
Исследования EQ

Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала

Нгуен, М.А. Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала / М.А. Нгуен

// Профессиональное образование. Столица. – Новые педагогические исследования. – № 5, 2007. – C. 137–140.

Эмоциональный интеллект в общей структуре интеллекта

Что такое интеллект? На этот вопрос нет единого ответа.

«Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом» – пишет Стивен Дж. Гулд, «это способность действовать целесообразно, думать рационально и действовать эффективно в отношении окружающих» – считает Д. Векслер. «Интеллект – это общие врожденные познавательные способности» – утверждает Сирил Берт.

На самом деле, интеллект можно интуитивно определить как эффективность психической активности в задаче определенной специфики поведения. Часть психологов до сих пор рассматривает интеллект как залог успеха человека. Однако целый ряд современных исследователей считает, что именно способность адаптироваться к своему окружению наиболее важной приметой человеческого интеллекта, поскольку никакой интеллектуальный механизм принципиально не может быть реализован без системы личностной оценки значимости воспринимаемого и результатов собственного поведения. Осознание целей и желаний, видение реальной действительности и адекватное реагирование на нее, синтез и системное мышление – все это грани интеллекта, умственных способностей, не связанных с логикой, анализом и линейным мышлением, за которое отвечает левой полушарие. Эти функции мозга относятся к эмоциональному интеллекту EQ и обеспечивают их правое полушарие.

Опубликованная в 1995 году книга «Эмоциональный интеллект» Д. Гоулмана стала бестселлером и привлекла внимание всего западного общества и в частности тех, кто участвует в бизнес – процессах. Несмотря на то, что ПК и оборудование берут на себя выполнение производственных функций, реальные проблемы бизнеса, связанные с маркетингом, менеджментом, созданием имиджа и брендов, затрагивают людей несоизмеримо больше, чем техническая сторона производства. Как показали исследования, наиболее успешными оказались те компании, в коллективе которых был высокий уровень эмоционального интеллекта. Как это ни парадоксально звучит, но в постиндустриальном обществе эмоции являются движущей силой человека как на работе, так и в личной жизни. Они являются основным критерием выбора брендированного товара покупателем, они являются незаменимым фактором в переговорах – капля эмоций в критическую минуту может оказаться эффективней, чем тонна цифр и фактов (1).

Каждый день человек заново совмещает свое генетическое наследство с реальной жизнью с учетом интеграции своего опыта. Открытие того, что интеллект – это не только знания, полученные в результате образования, принадлежит гарвардкому психологу Ховарду Гарднеру, который с командой исследователей дал понятие многостороннего интеллекта и описал его. Он представил интеллект в семи вариантах:

  • Лингвистический – способности, связанные с чтением, письмом и иностранными языками;
  • Логико-математический – умение разгадывать головоломки, цифровые задачи, обеспечивающий высокий показатель iq;
  • Визуально-пространственный – образное мышление, которое определяет способности в живописи, скульптуре, архитектуре, компьютерном дизайне, ориентирование в пространстве;
  • Телесно-двигательный – определяет навыки в вождении автомобиля, плавании и т.д.;
  • Музыкально-ритмический – лежит в основе музыкального слуха;
  • Внутриличностный – способность к самопознанию, понимание того, что на самом деле мы хотим, самооценка, самоопределение;
  • Межличностный – способность к общению и сотрудничеству с другими людьми, слышание и чувствование других людей.
  • Последние два вида интеллекта и составляют эмоциональный интеллект – EQ, который не менее важен в жизни и бизнесе чем логико-математический.

    Исходная теория, которую предлагают П. Сэловей и Дж. Майер (Salovey & Mayer, 1990), связывает эмоциональный интеллект с личностными факторами, такими как теплота и чуткость. Они определяют понятие эмоционального интеллекта как способность осознавать смысл эмоций и использовать эти знания, чтобы выяснять причины возникновения проблем и решать эти проблемы. Дж. Майер и П. Сэловей предположили, что эмоциональный интеллект обусловливает наличие различных способностей, которые задействованы в адаптивной обработке эмоциональной информации.

    Эмоциональный интеллект связан с четырьмя основными типами способностей, которые означают:
    1. Точность оценки и выражение эмоций как самого индивида, так и окружающих его людей;
    2. Когнитивную ассимиляцию эмоционального опыта;
    3. Распознавание, понимание и осмысление эмоций;
    4. Адаптивную регуляцию эмоций индивида и окружающих людей (Mayer et al., in press; Salovey & Mayer, 1994).

    Майер и Селавей (Mayer & Salovey, 1993) предложили несколько механизмов, обозначающих эмоциональный интеллект, что предполагает его связь с умственными способностями. Во-первых, эмоции связаны с процессом мышления: определенные эмоции могут увеличивать продуктивность процесса мышления и направлять внимание на конкретные задачи. Во-вторых, эффективное регулирование эмоций может соотноситься и с такими способностями, как сопереживание и откровенность. В-третьих, исследования по алексетимии (неспособности оценивать и вербально выражать эмоции) предполагают возможное отсутствие взаимосвязи между областями мозга, которые обеспечивают единство мышления и эмоций (2).

    В отличие от IQ, который практически не меняется, как утверждает Гарднер, ни одна из названных способностей не является постоянной величиной от подросткового возраста на всю жизнь. Любой человек способен учиться и развивать уровень своего интеллекта с помощью тренингов или постоянной практики.

    Эмоциональный интеллект в процессе становления личности студента – профессионала

    Проблема становления личности всегда является ключевой в гуманистической психологии. Социализация понимается как процесс, посредством которого индивид приобретает знания, ценности, социальные навыки и социальную чувствительность, которые позволяют ему интегрироваться в общество и вести себя там адаптивно. Однако для того, чтобы интегрироваться в сложное общество как нынешнее, каждому индивиду нужен именно эмоциональный интеллект – особый комплект социальных навыков.

    Отрицательные изменения в нашем обществе в последнее время ставят перед нами – педагогами важную задачу пересмотреть индивидуальные и социальные ценности. На самом деле, эти изменения тесно связаны с эмоциональной сферой личности и возникают из-за нехватки нашего внимания к проблеме развития эмоций в процессе воспитания и обучения. С первого момента, когда ребенок начинает ходить в детский сад до того, как он заканчивает высшее учебное заведение мы только даем ему большой объем знаний для развития абстрактного интеллекта. Мы, таким образом, игнорируем не менее важную сферу для нормального роста психики каждого индивида – сферу эмоций. Мы либо очень мало, либо совсем не учим детей как надо принять себя и других, и в итоге, что мы получаем: огромное количество людей нуждается в косметико-хирургической операции для изменения своего внешнего образа. А с другой стороны, часто это приводит к дискриминации и расизму во всем мире (кстати, сегодняшний расизм не проистекает от фашизма гитлеровских времен, а рождается на почве многих личностных и социальных факторов, в том числе непринятия себя и своих неудач и страхов – согласно Хорни – «страх порождает агрессию»). Мы не помогаем детям правильно понять и контролировать свои эмоции, поэтому сейчас нам так трудно договориться и сотрудничать на работе и в личной жизни.

    Без контроля своих эмоций человек просто не может преуспевать в карьере и личной жизни, так как успешное решение распространенных проблем зависит от понимания эмоций и контроля над ними, а не абстрактного интеллекта, например выслушать оппонента во время переговоров, важных сделок или разрешения конфликта, успокоить рассерженного, сказать нужное слово в нужное время... Одним словом, большинство эмоциональных ситуаций содержит обстоятельства, которые должны оцениваться скорее здравым смыслом, чем страстью.

    До сих пор в любой системе образования интеллект больше связан с понятием IQ. Однако высокий IQ определяет успех в жизни только на 20%. Не гарантирует успех IQ особенно в условиях социальных изменений. Зачастую уверенность в своих глубоких научных познаниях заводит людей в «интеллектуальную ловушку», когда акцент внимания смещается в сторону критики вместо конструктивного диалога и поиска нестандартных решений. Путь к креативному мышлению и взаимопониманию лежит через правое полушарие.

    Эмоциональный интеллект тесно связан с проблемой социализации личности. С одной стороны, полная интеграция личности в социальную среду влечет за собой процесс самоактуализации «я – концепции», а с другой, ее приспособление (адаптацию). Одним словом, социализация – это жизненный опыт, важнейшим компонентом которого является взаимосвязь когнитивных и аффективных процессов самого индивида. Исследователи неоднократно утверждают, что именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становление эмоционально-чувственного опыта, разворачивается динамика сложного процесса в целом, поскольку мир внутренних переживаний каждого индивида может существовать только в связи с другими мирами – общества, природы, космоса. Н. Нъюкомб в своей концепции «просоциальность» выдвигает гипотезу, что с расширением социального опыта и развитием когнитивных навыков и способности понимать мысли и чувства, представление ребенка о других людях становятся более абстрактными, более сложными, более психологичными. Результаты ряда наблюдений показывают, что действительно дети, склонные к сотрудничеству более щедры, отзывчивы по отношению к другим. В. Штерн считал интеллект общей способностью психического приспособления человека к новым условиям и жизненным задачам.

    Развитие интеллекта, по Ж. Пиаже, проявляется в более адекватной адаптации, в структурировании отношений между средой и организмом. В. Найссер различает «академический интеллект» (знания и навыки, приобретенные в школе) и проявления интеллекта в естественных ситуациях, в поведении, соответствующем целям субъекта и характеру обстановки.

    EQ – это область интеллекта, которую называют «здравым смыслом» человека, эмоциональный эквивалент познавательного IQ.

    Это именно то, что является главным условием лидерства, успеха в карьере и бизнесе, счастья и уверенности в мире человеческих взаимоотношений. В условиях социальных изменений особую роль играет не академический ум, а способность управлять своими эмоциями, то есть эмоциональный интеллект. Можно сказать, что всем без изъятия жизненным потребностям и отправлениям, включая и проявления интеллектуальной деятельности, сопутствует соответствующий эмоциональный тонус, благодаря которому организм непрерывно остается в русле жизненных функций. Эмоциональный интеллект в условиях социальных изменений – это другой путь быть умным.

    Основы формирования эмоционального интеллекта лежит в отношениях между людьми, которые тесно связываются с сочувствием, состраданием, умением понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. В концепции К. Роджерса эти способности обобщаются понятием «эмпатия». Многозначность термина «эмпатия» порой заставляет исследователей использовать более однозначные, по их мнению, понятия «идентификация», «сопереживание».

    Для развития эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений мы предлагаем такие виды занятий, которые преподаватели могут проводить как часть семинарского занятия: Обсуждение со студентами по различным общественным темам: причины дискриминации, расизма и способы их избегания; терпимость, толерантность, принятие себя и других; изучение особенностей какой-нибудь страны по выбору студентов на каждом занятии; студентам даются групповые виды занятий для развития ориентации на другого, сотрудничества и терпимости: научные кружки, обсуждение учебных тем по группам...; совместные игры, коллективное рисование.

    Литература

    1. Нгуен Минь Ань. Явление эмоционального интеллекта в концепциях российских и зарубежных исследователей // Современные проблемы гуманитарных наук: международный сборник научных трудов преподавателей и студентов высшей школы / отв. ред. Г.А. Быковская. Воронеж : ВГТА, 2007. — Вып. 3. — С. 60—62.
    2. Стернберг Р. Дж. и др. Практический интеллект. Спб.: Питер, 2002. — С. 87—91.
  • Summary
    Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала
    Article Name
    Роль эмоционального интеллекта в становлении личности студента-профессионала
    Description
    Интеллект – это способность решать проблемы незапрограммированным (творческим) образом.
    Author
    Publisher Name
    Профессиональное образование
    Publisher Logo