Андреева И.Н. Разговор без слов, или тайный язык делового общения
// Кадровая служба. – 2007. – № 10. – С. 127–136.
Исключайте непрошеное касание.
Это лучший способ гармонизировать отношения.
П.С. Таранов
Известно, что более 90 % информации передаётся через жесты и другие средства невербальной коммуникации. Если вербальный (речевой) канал используется для передачи информации, то невербальный канал используется для «обсуждения» межличностных отношений, а иногда – вместо словесных сообщений.
Почему в заголовке статьи невербальный язык назван «тайным»? Потому что до последнего времени о нём мало знали. Систематическое изучение невербальной коммуникации началось сравнительно недавно – в 70-е годы прошлого века. Более того, до сих пор значения невербальных конструкций редко учитываются людьми сознательно. Между тем, владение невербальным языком общения способствует более точному пониманию собеседника. Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, подделать которые невозможно. Это позволяет доверять невербальному каналу больше, чем обычному, словесному каналу общения.
Сознательное использование невербальных знаков позволяет оказывать на партнёра по общению незаметное, но весомое влияние. Деловое общение всегда имеет целевую направленность и предполагает воздействие на других людей. «Тайный» язык делового общения позволяет, не прибегая к словам, донести свою мысль до подсознания собеседника.
Жесты и позы
Под жестами понимают движения рук, используемые для передачи информации и выражения своего отношения к сказанному. Они обычно сопровождают те отрезки речи, в которых мысль достигает кульминации. Жест усиливает воздействие, формирует эмоциональное настроение, демонстрирует отношение к сообщению. Позы – это положения, принимаемые человеческим телом. Их обычно подразделяют на открытые, закрытые и нейтральные.
Степень закрытости позы можно определить, если анализировать жесты рук и ног. Так, руки, скрещённые на груди, как и перекрещённые ноги, формируют защитный барьер. Как только слушатель скрещивает руки, он не только начинает относиться к собеседнику более негативно, но также менее внимательно вслушивается.
Исследование, проведённое в США, показало, что студенты, сидевшие на лекции со скрещёнными на груди руками, усваивали материал приблизительно на 40 % хуже, чем их сверстники, сидевшие в открытой позе. Они также проявляли большую критичность по отношению к лектору и к теме лекции.
Если собеседник внезапно скрестил руки во время разговора, это сигнал того, что вы сказали или сделали что-то не так. В этой ситуации бессмысленно продолжать настаивать на своём, лучше выяснить, с чем он не согласен. Можно подать вашему партнёру по общению небольшой предмет (блокнот, книгу или карандаш) – он будет вынужден изменить позу: раскрыть ладони и наклониться вперёд, что сделает его более восприимчивым.
Если руки, скрещённые на груди, дополняются захватом предплечий, это говорит о том, что собеседник ни в коей мере не желает изменить свою позицию и испытывает страх. Постарайтесь развеять опасения собеседника, аргументированно доказав, что принятие вашей позиции ему ничем не угрожает.
Вслед за скрещиванием рук и одновременным сжатием кулаков может последовать вербальная или даже физическая атака. Для предотвращения этого можно применить жесты покорности, например, протянув руку, повёрнутую ладонью вверх.
Плечи рассматриваются как «камертон чувств». Опущенные, обвисшие плечи являются признаком усталости, печали, приподнятые, напротив, указывают на состояние эмоциональной взволнованности. Если человек о чём-то просит, его плечи развёрнуты вперёд, если умоляет – подняты кверху. У агрессивного человека плечи подняты и напряжены, у робкого – они напряжены, но опущены. Чтобы найти общую с собеседником точку зрения, надо побудить его расслабить плечи.
Если вас не устраивают притязания вашего партнёра на доминирование, нужно заставить его сменить позу. Вы можете сесть сзади или занять более выраженное доминантное положение (например, встать над «развалившимся» на стуле).
Сложно в открытой манере общаться и с замкнутым, неуверенным в себе человеком. Признаком неуверенности является почёсывание шеи, о нервозности говорит застёгнутый на все пуговицы пиджак, папки (книги, чертежи), прижатые к груди, поправление одежды, часов. Для того чтобы снизить тревожность собеседника, рекомендуется использовать успокаивающие жесты. Они обычно выглядят так: человек на определённом расстоянии от собеседника совершает плавное движение рукой, как бы гладя некую поверхность. При использовании подобного жеста у собеседника складывается впечатление, что от вас веет спокойствием, способностью ласкать, любить; что вы никогда не обидите и не причините ни физической, ни душевной боли.
Часто партнёр по общению всеми силами пытается скрыть свои отрицательные переживания. Однако при всём умении контролировать мимические проявления эмоций («не дрогнув мужественным лицом»), человека выдаёт манера курения. Если дым выпускается вниз, то ваш собеседник испытывает негативные эмоции (если вверх – то его эмоции позитивны). Если дым выпускается через ноздри при поднятой вверх голове, ваш партнёр чувствует превосходство, уверенность в себе; при опущенной вниз голове – он разъярён как бык. Если собеседник гасит сигарету раньше времени, это означает, что он хочет прекратить разговор.
В процессе выступления докладчику нужно быть внимательным к жестам аудитории. Жесты слушателей дают говорящему обратную связь о том, как воспринимается его сообщение. Так, если слушатель начинает поддерживать рукой голову, это значит, что он заскучал. Если же он подпирает щёку – и того хуже, скука достигла своего апогея, и человек буквально готовится «отойти ко сну». Когда указательный палец расположен вертикально, а большой упирается в подбородок, значит, слушатель настроен критически либо к самому говорящему, либо к его словам. Потирание уха говорит о том, что человек не желает слушать явную ложь или просто устал слушать и хочет что-либо сказать оратору. Почёсывание шеи в данном контексте может рассматриваться как проявление сомнений к предъявленной информации. Об этом же, а также о внутренней потребности человека в поддержке говорят пальцы, поднесённые ко рту.
Какие жесты можно использовать для налаживания контакта с аудиторией? Прежде всего, выражение открытости и искренности, которое хорошо демонстрируется открытыми ладонями, свободной осанкой и искренней улыбкой. Для жестикуляции вполне достаточно использования кистей рук, при этом каждый жест должен быть уместным и своевременным. Так, в начале речи можно использовать жест «внимание» (поднятый указательный палец). Если выступающий хочет стимулировать воображение или мышление слушателей, он прибегает к жесту «представьте себе» или «давайте подумаем» (рука перед грудью, ладонь обращена к слушателям). Подводя итоги, можно применить жесты со значением «как мы видим», или «сделаем выводы» (вращательное движение кистью руки до положения ладонью вверх и немного в стороны, пальцы слегка разведены, а локти прижаты к корпусу) или «итак» (вращательное движение кистью руки до положения ладонью вверх, локоть слегка прижат к корпусу). Жест «ладонь, резко опущенная на стол» используется, чтобы подчеркнуть завершение какой-то мысли или окончание «разгрузочной паузы». Подав корпус слегка вперёд и опираясь руками на стол, вы акцентируете внимание на каком-то моменте, подчёркивая его важность и даже некоторую конфиденциальность.
Если человек искренен, его жесты должны быть согласованы со словами. Неконгруэнтость вербальной и невербальной коммуникации позволяет заподозрить ложь. Иными словами, лжеца выдают жесты, дисгармоничные содержанию его речевого сообщения.
Однако подобная неконгруэнтность, т.е. использование жестов в противоречии с контекстом беседы, может быть создана целенаправленно. Именно жест остаётся в подсознании собеседника, при этом то, что вы говорите на словах, уже не так важно. Если нужно ввести в подсознание собеседника определённую информацию, а вы не можете сделать этого вслух, стоит прибегнуть к определённой жестикуляции. Например, руководитель приглашает вас в числе других влиятельных лиц для обсуждения вопроса о сотрудничестве вашей фирмы с другой организацией, причём ваше мнение по этой проблеме коренным образом отличается от мнения руководства ваших сослуживцев. У вас самые что ни на есть лучшие представления об этой организации, но всем известно, что её директор – ваш лучший друг. Высказать своё мнение вслух вы не можете, потому что присутствующие усмотрят в вашей позиции лишь выгоду для себя и не более того. В этой ситуации вы говорите, что сотрудничать с этой фирмой не нужно, однако при этом делаете притягивающий жест – часть вашей руки, находящаяся в поле зрения собеседника, отодвигается от него (так мы обычно кого-то к себе зовём: маним пальцем или делаем загребающее движение рукой). Иными словами, жест по своему значению противоположен сказанному. Если вы всё сделали правильно, руководитель вполне может склониться к нужному вам результату. При этом никто не будет на вас злиться и упрекать в негативизме: внешне вы согласились с общим мнением.
Отталкивающие жесты (человек открывает ладонь, обращая её к собеседнику, и делает к нему движение всей рукой, иногда при этом всем телом подаваясь вперёд) используется в соответствии с содержанием беседы, когда вы стремитесь что-то отвергнуть, исключить, не допустить чего-то. В нашем примере вы могли бы использовать отталкивающий жест в противоречии со сказанным, если бы все ваши коллеги были бы за принятие решения о сотрудничестве, а вы против.
Походка
Походка человека может многое рассказать о его личностных особенностях. Если человек ходит тихими, мелкими, неуверенными шажками, опираясь на пальцы, то он не любит привлекать к себе внимания, часто углублен в свои мысли. Если же индивид ставит ноги пятками внутрь, считается, что он очень внимателен к окружающему, весел, общителен. Звучная ходьба, подчёркнутый стук обуви обнаруживают несдержанность характера, бесцеремонность. Людей спокойных, не подверженных легкомыслию, характеризует размеренный шаг. Если человек при ходьбе сильно размахивает руками, это говорит о его подвижности, живой натуре, целеустремлённости. Тяжёлая походка, шарканье, неподвижно висящие при ходьбе руки свидетельствуют об отсутствии воли, пресыщенности или старости.
Танцующей походкой продвигается человек несерьёзный, забывчивый, который много обещает и не выполняет свои обещания. Человек нерешительный слегка покачивается, его шаг неравномерен: то поспешит, то замедлит; при этом очень быстро стираются каблуки. Люди, быстро меняющие свои взгляды, вначале стирают подошву изнутри.
Голос
Хорошо поставленный голос имеет богатую тембральную окраску. Тембр (с фр. timbre) – окраска звука, его яркость, у каждого человека практически уникальная: люди с совершенно одинаковым тембром голоса встречаются редко. Чем богаче тембр голоса, тем более интересной личностью воспринимается человек.
Тембр может незначительно меняться под воздействием психологического состояния человека. Уверенность и победный настрой освобождают голос от посторонних звуков, препятствующих продуктивному восприятию речи, при этом окраска голоса улучшается, он становится «прозрачнее». Волнение и неуверенность сжимают голосовые связки и добавляют неприятные звуки: хрипоту, дрожание, дребезжание, гнусавость. Для того чтобы от них избавиться, надо научиться расслабляться.
Тон (от греч. tonos – «напряжение», «повышение голоса», «ударение») – физическая характеристика звука, определяемая частотой колебания голосовых связок. Тон может быть высоким или низким.
На высокий голос мы переходим не случайно. Это происходит, например, если человек волнуется или торопится что-то высказать. При этом очень немногие люди согласятся продолжать с вами разговор, если вы перешли на высокий регистр.
Когда вам нужно задержать на себе внимание собеседника, не говорите слишком нервно и торопливо – от торопливости можно перейти на высокие ноты и, тем самым, спугнуть слушателя. К тому же информация, изложенная низким голосом, вызывает у собеседника больше доверия. Не случайно японские дикторы, обладающие от природы более высокими голосами, специально тренируются, чтобы сделать их более низкими, грудными.
Монотонность, или однообразие тона, приводит к утомлению и рассеиванию внимания слушателей. Чтобы привлечь внимание собеседника, можно изменить тональность голоса, снизив или повысив его на полтона. Вот что советует известный русский юрист П.С. Пороховщиков: «Остерегайтесь говорить ручейком: вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам, не оставляя в них следа. Чтобы избежать утомительного однообразия, надо составить речь в таком порядке, чтобы каждый переход от одного раздела к другому требовал перемены интонации…».
Темп речи, или её скорость, связывают с особенностями нервных процессов. Считается, что способность человека говорить быстро говорит о высокой скорости нервных реакций в его мозге, характерной для холерического и сангвинического темперамента. Однако это не всегда так. За быстрым произношением человек пытается скрыть своё волнение. В глубине души он не уверен, что сможет сказать что-либо важное, ценное для аудитории, и что его будут с интересом слушать. Поэтому он так спешит «отстреляться». Медлительная и вялая речь характерна не только для флегматичных людей, но и для докладчиков, не заинтересованных в качестве своего выступления.
Варьируя темп речи, мы можем управлять вниманием наших собеседников. Так, наиболее важные для понимания и запоминания моменты необходимо проговаривать в более низком темпе. Растягивая некоторые слова, мы не только обращаем на них внимание слушателей, но и выражаем тем самым своё отношение к ним, свои чувства.
Например: «Без учёта этих факторов… (пауза, затем медленное произношение следующего слова) не-воз-мож-но (возврат к нормальному темпу) планировать стратегию развития». Здесь не только подчёркнута важность слова «невозможно», но и выражено чувство глубокой убеждённости докладчика в своей правоте.
С тоном и тембром голоса, а также с темпом речи связана интонация (от лат. intono – «громко произношу») – совокупность таких элементов речи как мелодика, ритм, темп, интенсивность, акцентный строй, темп и других. Интонация фонетически организует речь, является средством выражения различных синтаксических значений и категорий, а также экспрессивной и эмоциональной окраски. Установлено, что более 38% передаваемой в устном общении информации обеспечивает интонационная окраска речи. Одни и те же фразы будут восприниматься совершенно по-разному в зависимости от того, как они оформлены интонационно.
Как вы думаете, кто произнёс первую фразу? Правильно, представитель руководства предприятия или человек, лояльный ему. Повышение интонации в конце фразы подчёркивает позитивную, даже восторженную оценку планов администрации. Вторая фраза, напротив, принадлежит человеку, не согласному с деятельностью руководства. Сделав паузу в конце фразы и существенно понизив голос, он выразил свой скепсис и недовольство.
Как правило, последние слова любого предложения требуют интонационного акцентирования повышением (реже – понижением) частоты голоса.
Дистанция общения
У человека, как и у животных, есть пространство, в которое он пускает далеко не всех. В 60-е годы прошлого века американский антрополог Э. Холл ввёл в обращение термин «проксемика» (от англ. proximity – «близость»). Проксемика изучает пространственную организацию общения. Пространство вокруг человека разделяется на четыре зоны: интимную, личную, социальную и публичную.
В интимной зоне (до 45 см), называемой в английском языке «bubble» – «пузырь» мы чувствуем себя в безопасности. Это самая главная из всех зон, потому что именно её человек охраняет как свою собственность. В наш «пузырь» разрешается проникать только тем, кому мы доверяем, с кем находимся в близком эмоциональном контакте (детям, родителям, супругам, близким друзьям). Если в данную зону самовольно вторгается посторонний человек, мы с трудом это переносим, воспринимая такие действия как неуважение по отношению к личности. По причине того, что незнакомые люди нарушают наше интимное пространство, психологически ослабляя нас, портится настроение и ухудшается самочувствие (примером такой ситуации является переполненный автобус).
В интимной зоне выделяется сверхинтимная подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Вторжение в неё приводит к учащению сердцебиения, выбросу адреналина, приливу крови к мозгу, напряжению мышц.
Если вы хотите, чтобы люди рядом с вами чувствовали себя комфортно, не нарушайте границы их интимной зоны. Когда вы дружески обнимаете незнакомого человека, похлопываете его по плечу, вертите пуговицу его пальто, это может вызвать у него массу негативных эмоций и расцениваться как бестактность. Чем ближе ваши отношения с человеком, тем ближе к нему можно подходить.
Личная, или персональная зона (46-122 см) разделяет людей на официальных приёмах, дружеских вечеринках, на работе. Размер данной зоны и соответствующая ей социальная дистанция колеблются в зависимости от культурных особенностей. Так, у североамериканцев эта зона составляет 75 см, а говорящий араб буквально «купает» собеседника в своём дыхании. Кроме того, колебания размера зоны зависят от плотности населения местности, где вырос и проживает человек. Личное пространство меньше у городских жителей, и больше у сельских аборигенов. К примеру, типична такая картина: две сельские жительницы громко «перемывают кости» соседям, при этом каждая из них стоит на крыльце своего дома.
На дистанцию между общающимися влияет также их статус. Нужно иметь в виду, что, если руководитель любит проводить выходные в компании своих подчинённых, то на рыбалке, во время охоты или пикника они могут вторгаться в личные или даже интимные зоны друг друга. Однако на работе начальнику и подчинённым следует придерживаться социальной дистанции.
Социальная, или общественная, зона составляет 122-360 см. Обычно мы держимся на таком расстоянии по отношению к посторонним людям, а также во время общественных контактов поверхностного характера. Если физически отодвинуться нельзя, то для увеличения психологической дистанции используются следующие приёмы: поставить между собеседниками стул, взять в руки газету или книгу, отклониться назад в области головы (типично для женщин) или живота (типично для мужчин).
Официальная зона (от 400 см) используется, когда мы обращаемся к большой группе людей. Это расстояние отделяет руководителя семинара от его участников, докладчика от его слушателей.
Обмен информацией наиболее эффективен внутри комфортного расстояния (для белорусов и других славянских народов это 50-120 см, т.е. это личная зона). Представим себе, что вы вошли в пространство комфортной зоны вашего собеседника и при этом приближаетесь к нему. От того, как вы подойдёте к собеседнику, будет зависеть, насколько он выразит вам своё расположение.
Если при сокращении дистанции вы улыбаетесь, то этим гарантируете себе первую позитивную реакцию человека на ваше появление. Улыбка в сочетании с медленным приближением способствует доверию. Если вы подходите с ничего не выражающим, а ещё хуже недовольным или злым лицом, вас и встретят соответственно. Когда человек видит, что от вас исходит зло (не важно, что это не имеет к нему прямого отношения), он готовится дать отпор.
От того, как вы удаляетесь от человека, покидая комфортную дистанцию, будет зависеть реакция на предыдущее общение с вами. Если вы в агрессивной форме говорите собеседнику что-то неприятное и одновременно делаете движение в сторону от него, выражая намерение удалиться, то ваш партнёр по общению бессознательно принимает ваши действия за реакцию страха и реагирует агрессивно. В такие минуты в человеке всегда просыпается инстинкт преследования.
Так, собака всегда норовит помчаться за убегающим от неё. Улыбка при удалении существенно снижает значимость состоявшегося диалога. В этом контексте она воспринимается как знак подчинения. Поэтому если ваш разговор носит достаточно серьёзный характер, не улыбайтесь на прощание – из вежливости или по другим причинам – иначе значимость сообщаемого вами резко снизится.
Сотруднице нужно было добиться от директора разрешения на серьёзные преобразования, которые она, как заведующая, хотела провести в своём отделе. С большим трудом она добилась встречи, аргументированно изложила руководителю свои идеи. Тот не возражал и даже похвалил за инициативность. Когда разговор подошёл к концу, сотрудница перевела его на неслужебную тему, поворковала, поулыбалась и ушла – сохраняя надежду, что она оставила приятное впечатление и её деловые предложения будут приняты во внимание. Каково же было её удивление, когда через неделю директор сказал ей, что в её преобразованиях нет особого смысла и они никому не нужны.
Ещё одна ситуация: вы никуда не перемещаетесь, а просто общаетесь с собеседником внутри комфортной дистанции. В этом случае значение ваших слов для собеседника будет невысоким (здесь опять проявляется животный инстинкт: привлекает внимание только то, что движется). Не случайно, во время серьёзных бесед люди встают, начинают ходить из угла в угол, если обстановка позволяет – курить. Это происходит не просто так: человек подсознательно стремится сделать всё от него зависящее, чтобы его слова запомнились собеседникам.
Контакт глаз
На протяжении длительного времени люди придавали огромное значение глазам и их влиянию на поведение человека. Визуальный контакт говорит о доверии собеседников друг к другу, их открытости. Женщины смотрят дольше на тех, кому они симпатизируют, а мужчины на тех, кто симпатизирует им.
Визуальный контакт значительно легче поддерживать при обсуждении приятной темы. Если тема неприятна или запутана, то настойчивый или неуместный взгляд воспринимается с возмущением или как вмешательство в личные переживания.
Пристальный взгляд воспринимается как признак враждебности, его следует избегать в ситуациях спора, конфликта. Мы стараемся меньше смотреть на человека, который нам неприятен, смущает бестактными вопросами, пристально смотрит на нас.
Чем ближе люди находятся друг к другу, тем меньше они друг на друга смотрят, как бы в знак обоюдного уважения (особенно, если это расстояние вынужденное). Находясь на удалении, люди больше смотрят друг на друга и используют жесты для сохранения внимания при общении (как отмечают психологи, движущийся объект подсознательно привлекает больше внимания).
Когда человек говорит, он обычно смотрит на своего партнёра реже, чем когда слушает. Не случайно к большему количеству контактов глаз стремятся люди, которые мыслят абстрактно и больше слушают, чем говорят. Во время собственной речи говорящий довольно часто отводит глаза для того, чтобы собраться с мыслями. Если говорящий то смотрит в глаза слушающему, то отводит их в сторону, это значит, что он ещё не закончил говорить. Заканчивая говорить, человек чаще смотрит в глаза собеседнику, а, окончив, как правило, прямо смотрит ему в глаза, как бы говоря: «Я всё сказал, теперь ваша очередь».
Взгляд в сторону, если партнёр слушает собеседника, означает: «Я не совсем с Вами согласен», «Я могу возразить». Слишком частое отведение взгляда в сторону при беседе может свидетельствовать о том, что человек нервничает или разговор его мало интересует, и он стремиться его закончить. Если человек нечестен или пытается скрыть важную информацию, то при примерно равном времени говорения и слушания его взгляд встречается со взглядом собеседника менее одной трети всего времени разговора.
Небольшая задержка взгляда на собеседнике, особенно в конце встречи и в наиболее острые её моменты означает или «Я доверяю Вам» (при этом взгляд сопровождается кивком головы) или «Я не боюсь Вас».
Если контакт взглядов продолжается более двух третей от общего времени беседы, то это означает следующее:
- если зрачки партнёра при этом расширены, то он находит вас интересным и привлекательным человеком;
- если зрачки сужаются – он относится к вам враждебно.
Очевидно, что сужение и расширение зрачков в процессе беседы несёт определённую, но не однозначную информационную нагрузку. Так, зрачки расширяются, когда человек возбуждён, испытывает страх. Если в мыслях человека имеется агрессивный импульс, то глаза его, как правило, прищуриваются а зрачки сужаются. Человек посылает собеседнику в такие минуты «пронизывающий», или «убийственный» взгляд. До минимальных размеров зрачки сужаются, когда индивид настроен негативно, раздражён, рассержен (злобные глаза - «бусинки»). Когда кто-либо испытывает порыв доброты или тёплых чувств, то веки его расслабляются, а зрачки увеличиваются. Такие глаза называют «улыбающимися» или «смеющимися».
Движения глаз позволяют нам распознать ложь. Если человек сбит с толку неожиданным вопросом, застигнут врасплох, то глаза его вздрагивают, взгляд при этом на секунду уходит в сторону. Чаще всего он начинает при этом говорить чушь, путаться, заикаться. Однако эта реакция ещё не является признаком откровенного вранья, хотя оно тоже может иметь место. Признаки лжи легко перепутать с замешательством.
Если лжец пытается что-то выдумать, его глаза, как правило, резко «стреляют» вверх. В тот момент, когда он произносит эту ложь, взгляд у него наоборот предельно чист и неподвижен. Обманщик ровным голосом проговаривает вам заготовленную ложь и смотрит на вас не мигая.
Направление взгляда наилучшим образом демонстрирует внутренне состояние человека по отношению к собеседнику. Когда человек чувствует себя слабее, чем его собеседник, то он смотрит исподлобья, снизу вверх. Именно так смотрят на своих родителей провинившиеся подростки. Если при этом голова собеседника наклонена вперёд, то это выражение страха и почтительности, а если в сторону – угодливости и стремления подчиниться. Взгляд при этом сфокусирован на собеседнике, как бы улавливая его малейшее движение. Так часто смотрят подчинённые на начальство.
Если человек чувствует себя более сильным, то голова его несколько запрокинута наверх или просто приподнята чуть больше обычного, взгляд направлен сверху вниз, причём не обязательно в лицо собеседнику.
Подумаем о том, в каких именно ситуациях и как вам лучше смотреть на собеседника. К примеру, вы начальник и ожидаете прихода достаточно наглого и бесцеремонного подчинённого, который должен отчитаться о проделанной работе. Вот сейчас он придёт, и вы принимаете решение поставить его на место. Используйте для этой цели взгляд сверху вниз, слегка запрокинув голову назад. Если же ваш подчинённый робок, теряется при встрече с вами, то лучше использовать взгляд снизу вверх. Трусоватому подчинённому он придаст сил и поможет выражать мысли более чётко. Подчинённые чаще всего смотрят на начальника взглядом снизу вверх – этим они отдают должное его положению.
В общем, выбор направления взгляда зависит от того, сильным или слабым вы хотите казаться. Когда нужно подчеркнуть значительность вашего собеседника, внедрить в его сознание позитивные мысли, повысить его самоуважение, добиться исполнения просьбы, смотрите на партнёра снизу вверх. Если же человек явно намерен вас притеснить, унизить или обмануть, используйте взгляд сверху вниз. Этот взгляд позволяет продемонстрировать силу, которой всегда подчиняются «молодцы среди овец».
В зависимости от степени неформальности контакта следует использовать деловой, социальный или интимный взгляд. Деловой взгляд направлен внутрь треугольника, соединяющего зрачки и середину лба собеседника, т.е. приблизительно в область переносицы. Сосредоточив свой взгляд на этой зоне, вы произведёте впечатление ответственного, надёжного и серьёзного человека. Неформальная беседа предполагает направление взгляда в область треугольника, соединяющего зрачки и верхнюю губу собеседника. Это социальный взгляд. А вот интимный взгляд – от уровня подбородка и ниже – в деловом общении не уместен.
Итак, невербальные средства общения необходимы для того, чтобы:
- создавать и поддерживать психологический контакт,
- придавать новые оттенки словесному тексту,
- выражать эмоции, оценки, принятую роль, смысл ситуации.
Невербальные средства тонко скоординированы между собой и словами в целом. Знание языка невербальной коммуникации позволяет человеку более эффективно понимать других и более тонко на них воздействовать, а, следовательно, способствует предотвращению межличностных конфликтов. Как говорят психологи, где тонко – там не рвётся.