Андреева, И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков / И.Н. Андреева
// Женщина. Образование. Демократия: Материалы 5-ой международной междисциплинарной научно-практической конференции 6–7 ноября 2002 г. – Минск, 2003. – С. 194–196.
В условиях общественных преобразований значительные требования предъявляются к быстрому освоению навыков и умений коммуникативного поведения, к развитию социальной компетентности. Под социальной компетентностью понимается система знаний о социальной действительности и о себе, система сложных социальных умений и навыков взаимодействия, сценариев поведения в типичных социальных ситуациях, позволяющих быстро и адекватно адаптироваться, принимать решения со знанием дела, учитывая сложившуюся конъюнктуру; действуя по принципу «здесь, сейчас и наилучшим образом», извлекать максимум возможного из сложившихся обстоятельств (В.Н. Куницына, 2001).
Составляющие социальной компетентности
Одной из важнейших составляющих социальной компетентности является коммуникативная компетентность – владение сложными коммуникативными навыками и умениями, формирование адекватных умений в новых социальных структурах, знание культурных норм и ограничений в общении, знание обычаев, традиций, этикета в сфере общения, соблюдение приличий, воспитанность, ориентация в коммуникативных средствах, присущих национальному, сословному менталитету и выражающихся в рамках данной профессии (В.Н. Куницына, 2001).
Несомненно, что социально компетентные люди способны влиять на других людей, то есть обладают организаторскими способностями, которые проявляются в умении убеждать людей, объединять их для достижения определенной цели. Таким образом, организаторские способности, как и коммуникативные, на наш взгляд, могут рассматриваться как важнейший структурный компонент социальной компетентности. Успешность взаимодействия с окружающими людьми определяется также уровнем развития эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности) – способности действовать в соответствии со своими чувствами и желаниями (Р. Бак, 1972), понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (Г.Г. Горскова, 1999).
П. Сэловей (1999) предложил структуру эмоционального интеллекта, которая включает следующие способности: распознавание собственных эмоций, владение эмоциями, самомотивация, понимание эмоций других людей.
Подростковый возраст сензитивен для социального и эмоционального развития. Как показал проведенный автором анализ ряда исследований (А.П. Краковский, 1970; Г.М. Бреслав, 1990; Ф. Райс, 2000 и другие), развитие социальной компетентности подростков обусловлено потребностью висамоутверждении и популярности и включает развитие качеств личности, способствующих общению, социальных умений и навыков, усвоение социальных ролей и полоролевых стереотипов. Развитие эмоциональной компетентности в подростковом возрасте обусловлено выраженной потребностью в эмоциональном благополучии и включает развитие способности к эмпатии, умения дифференцировать собственные эмоции и эмоции других людей, самоконтроля и самомотивации. Приведенные выше положения подтверждают актуальность исследования социальной компетентности и эмоционального интеллекта именно в подростковом возрасте.
Взаимосвязи структурных компонентов социальной компетентности
В исследовании, которое проводилось под нашим руководством, принимали участие учащиеся девятых классов одной из средних школ г. Новополоцка (19 девочек и 21 мальчик).
Цель данного исследования – изучить особенности взаимосвязи структурных компонентов социальной компетентности (коммуникативных и организаторских способностей) с составляющими эмоционального интеллекта.
Анализ результатов исследования позволил установить наличие положительной связи между структурными компонентами социальной компетентности, представленными коммуникативными и организаторскими способностями, и основными составляющими эмоционального интеллекта: эмпатическими способностями, самоконтролем, мотивацией к успеху, умением распознавать и вербализировать собственные эмоции. Данная взаимосвязь опосредована следующими свойствами темперамента: экстраверсией, ригидностью, темпом реакций, эмоциональной возбудимостью. Иными словами, темперамент является биологической основой эмоционального интеллекта и социальной компетентности, развитию которых способствуют выраженная экстраверсия, высокий темп реакций, высокий уровень эмоциональной возбудимости, низкая ригидность.
Обнаружены гендерные различия во взаимосвязи социальной компетентности и эмоционального интеллекта. Так, характерная для девочек-подростков взаимосвязь между коммуникативными и организаторскими способностями, у мальчиков не обнаружена.
Выяснилось, что в целом подростки с развитыми коммуникативными способностями обладают высоким уровнем самоконтроля в общении. У мальчиков высокий уровень коммуникативных способностей коррелирует с умением понимать и вербализировать свои эмоции, в то время как v девочек в отличие от мальчиков выявлена взаимосвязь коммуникативных способностей и мотивации к успеху.
Подростки с развитыми организаторскими способностями в целом отличаются способностью к глубокому пониманию и адекватной вербализации своих эмоций и чувств. Независимо от выраженности свойств темперамента мальчики-«организаторы» в отличие от девочек обладают высоким уровнем эмпатических способностей. Для девочек с развитыми организаторскими способностями в отличие от мальчиков характерными являются высокий уровень коммуникативного контроля и выраженная мотивация к успеху.