личная тревожность, эмоциональный интеллект
Исследования EQ

Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте

Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте / И.Н. Андреева

// Психологическое здоровье в контексте развития личности : материалы республиканской научно-практической конференции, Брест, 30–31 января 2004 г.; ред. А.В. Северин. – Брест : Изд-во УО «БрГУ им. А.С. Пушкина», 2004. – С. 12–13.

В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем психологии является формирование психологической культуры личности.

Понятие «психологическая культура» тесно связано с понятием «межличностное взаимодействие», которое понимается как отношение человека к человеку, его представления, связанные с эмоциональным впечатлением, когнитивное представление о другом человеке (Я.Л. Коломинский, 2003).

Исходя из приведённого выше определения, очевидно, что эффективность межличностного взаимодействия зависит от уровня развития эмоционального интеллекта (эмоциональной компетентности, эмоционального мышления) каждого из партнеров. Эмоциональный интеллект понимается как способность действовать с внутренней средой своих чувств и желаний (Р. Бак, 1991; Е.Л. Яковлева, 1997); способность понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе интеллектуального анализа и синтеза (Г.Г. Горскова, 1999); совокупность эмоциональных, личных и социальных способностей, которые оказывают влияние на общую способность кого-либо эффективно справляться с требованиями и давлением окружающей среды (Р. Бар-Он, 2003). Обобщая данные определения, можно отметить, что индивиды с высоким уровнем развития эмоционального мышления обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, к управлению эмоциональной сферой, что обусловливает более высокую адаптивность и эффективность в общении.

Личная тревожность – свойство личности, устойчивая индивидуальная характеристика, которая отражает предрасположенность субъекта к тревоге; возникает в результате фрустрации значимых потребностей (в первую очередь – социальных); развивается в результате воздействия часто повторяющихся ситуаций тревоги; складывается как базальная тревожность на ранних этапах онтогенеза. В подростковом возрасте личностная тревожность становится целостной эмоциональной характеристикой личности, которая характеризуется многозначностью факторов детерминации, многообразием и неоднозначностью внутренних связей (А.М. Прихожан, 2000; И.Н. Андреева, 2002). Поскольку повышенный уровень тревожности в общении свидетельствует о недостаточной приспособленности ребенка к тем или иным ситуациям взаимодействия, мы предположили, что высокий уровень личностной тревожности является признаком низкой эмоциональной компетентности. В свою очередь, согласно нашей гипотезе, развитие эмоционального интеллекта способствует снижению личностной тревожности у подростков.

В нашем исследовании принимали участие учащиеся 8–9 классов Новополоцкой гимназии (70 подростков, из них – 38 девочек, 32 мальчика). В качестве эмпирического метода был использован метод тестов (методики ШРЛТ Ч.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, «Эмоциональный интеллект» Е. Ильина). Для обработки данных использовался коэффициент линейной коррекции Пирсона. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Как видно из таблицы, высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению личностной тревожности у лиц подросткового возраста (на достоверном уровне эта зависимость выявлена по выборке в целом и у девочек). Развитие эмоциональной саморегуляции (компонент эмоционального интеллекта «управления своими эмоциями») также способствует уменьшению показателей личностной тревожности.

Итак, данное исследование на достоверном уровне доказывает, что для коррекции личностной тревожности у подростков необходимо уделять внимание развитию эмоционального интеллекта в целом и, в первую очередь, такого его компонента, как эмоциональная саморегуляция.

Summary
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте
Article Name
Взаимосвязь эмоционального интеллекта и личностной тревожности в подростковом возрасте
Description
Высокий уровень эмоционального интеллекта способствует снижению личностной тревожности у лиц подросткового возраста.
Author
Publisher Name
Брестский государственный университет
Publisher Logo