Андреева, И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и индивидуальных проявлений самоактуализации / И.Н. Андреева
// Международная научная конференция (2006, Гомель). III Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы онтогенеза морального сознания и поведения», 18–19 октября 2006 года: [посвященная 110-летию со дня рождения Л.С. Выготского: материалы] / науч. ред. А.А. Лытко, И.В. Сильченко. – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2006. – С. 128–131.
Согласно Выготскому, отношение мысли к слову есть «движение через целый ряд внутренних планов» [1, с. 358].
Идеи Л.С. Выготского о взаимосвязи когнитивных и эмоциональных процессов развивали С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Согласно С.Л. Рубинштейну, мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального, а эмоция — единство эмоционального и интеллектуального [6]. А.Н. Леонтьев показал, что мышление имеет эмоциональную (аффективную) регуляцию [2].
Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в отечественной психологии пока не получили должной разработки. Перефразируя шутливое замечание Д.А. Леонтьева, можно отметить, что до сих пор «… интеллект аффекту не товарищ» [3].
В настоящее время искомую идею единства аффективных и интеллектуальных процессов отражает термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) , который определяется как совокупность ментальных способностей к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей и к управлению эмоциональной сферой [4, 9].
Поскольку обе указанные выше способности могут быть направлены на собственные эмоции и на эмоции других людей, можно говорить о внутриличностном и межличностном эмоциональном интеллекте, которые хотя и предполагают актуализацию различных когнитивных процессов, но должны быть взаимосвязаны [4].
В настоящее время актуальны исследования прогностического значения эмоционального интеллекта. Авторы модели способностей рассматривают эмоциональный интеллект как предпосылку просоциального поведения [9], сторонники «смешанных» моделей – как ключевой фактор успеха в общении и деятельности [8].
С успешностью деятельности, по крайней мере с субъективным переживанием её эффективности, связана и самоактуализация – вершинный уровень психологического развития, который может быть достигнут, когда удовлетворены все базовые и мета потребности и происходит «актуализация» полного потенциала личности [5].
Мы предположили, что в юношеском возрасте уровень развития эмоционального интеллекта взаимосвязан с индивидуальными проявлениями самоактуализации.
В процессе исследования были использованы следующие методики: опросник ЭмИн Д.В. Люсина и самоактуализационный тест Э. Шострома [7]. Для обработки результатов исследования применялись критерий различий Манна – Уитни, корреляционный анализ (коэффициент ранговой корреляции Спирмена), факторный анализ (метод главных компонент, вращение по модели варимакс). Количественный анализ результатов осуществлялся с использованием пакета статистических программ Statistica 5.5 A.
На первом этапе исследования было проведено сравнение юношей и девушек по параметрам эмоционального интеллекта и самоактуализации с помощью критерия различий Манна – Уитни. На достоверном уровне не было обнаружено гендерных различий по указанным параметрам (p≥0,05). Выявлены лишь различия в самооценке важности управления собственными эмоциями и понимания чужих эмоций: указанные показатели преобладают у девушек, т.е. для них более, чем для юношей, субъективно важно уметь управлять собственными эмоциями и понимать эмоции других людей (p≤0,05).
По причине отсутствия гендерных различий в показателях эмоционального интеллекта и самоактуализации дальнейшее исследование проводилось на выборке в целом. Анализ корреляционных связей и результатов факторного анализа позволяет охарактеризовать лиц юношеского возраста с высоким уровнем ЭИ с позиции индивидуальных проявлений самоактуализации.
Обнаружено, что студенты с высоким уровнем ЭИ в целом, способные эффективно понимать свои и чужие эмоции и управлять ими, склонны принимать ценности, присущие самоактуализирующейся личности.
Индивиды с высоким уровнем внутриличностного эмоционального интеллекта: склонны ценить свои положительные свойства и уважать себя за них; принимают себя вне зависимости от своих достоинств или недостатков; независимы и склонны руководствоваться в жизни своими собственными целями, убеждениями, принципами и установками; обнаруживают тенденцию к быстрому установлению глубоких и тесных эмоционально-насыщенных контактов с людьми; имеют выраженное стремление к приобретению знаний об окружающем мире; способны к целостному восприятию мира и людей, склонны воспринимать природу человека в целом как положительную; обладают способностью жить настоящим – переживать настоящий момент жизни во всей его полноте, ощущать неразрывность прошлого, настоящего и будущего, т.е. видеть жизнь во всей её полноте.
В целом, можно отметить, что умение действовать с «внутренней средой» эмоций и чувств (высокоразвитый внутриличностный ЭИ) способствует естественности эмоциональных проявлений и позитивному самоотношению, которые, в свою очередь, дают возможность установить глубокие и тесные взаимоотношения с другими людьми.
Способность «обрабатывать» межличностную эмоциональную информацию в плане самоактуализации даёт меньше преимуществ. Лица с высоким уровнем межличностного ЭИ также обнаруживают способности к осознанию своих эмоций и спонтанности поведения, однако данная взаимосвязь у них выражена значительно слабее, чем у лиц с высоким уровнем внутриличностного ЭИ. Способность к управлению чужими эмоциями слабо связана с позитивным самовосприятием, так же как и понимание чужих эмоций – с осознанием своих собственных.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ