Андреева, И.Н. Возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга / И.Н. Андреева
// Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: Материалы 4 международной научно-практической конференции, 10–11 апреля 2009 года, г. Санкт-Петербург: редкол. В.Н. Дежкин [и др.]. – Ч. 1. – СПб: СПбИУиП, 2009. – С. 24–26.
По поводу возможности развития эмоционального интеллекта (ЭИ) в психологии существуют два отличных друг от друга мнения: 1) эмоциональный интеллект – относительно устойчивая способность, уровень развития которой ограничен механизмами наследственности, в то время как эмоциональные знания (вид информации, которой эмоциональный интеллект оперирует) относительно легко приобретаются, в том числе и в процессе обучения [5]; 2) эмоциональный интеллект можно и нужно развивать [3; 5]. Для того чтобы снять указанное выше противоречие, мы намеренно будем использовать понятия «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетентность» как взаимозаменяемые, поскольку при разработке большинства тренинговых программ различия между ними не учитываются. При таком подходе эмоциональный интеллект может рассматриваться как «репертуар эмоциональных компетенций и умений, доступных для индивида в данный момент времени с целью совладания с требованиями окружения и сопротивления его давлению» [6; с. 420].
Спорным является вопрос о наиболее оптимальном периоде развития эмоционального интеллекта. Существует точка зрения, что сензитивным периодом для развития эмоционального интеллекта является детство. Привычки и умения, которые складываются в детском возрасте, способствуют формированию системы основных синаптических проводящих путей в архитектуре нервной системы и в дальнейшем с трудом поддаются изменению. Все попытки серьёзных изменений эмоционального интеллекта взрослых требуют «перемонтажа» компонентов высшей нервной системы [6]. Однако нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни, что означает возможность эмоционального развития в период зрелости, которое проявляется в увеличении способности сознательного регулирования эмоций [1].
Развитие эмоционального интеллекта рассматривается в основном в двух аспектах: в плане изучения онтогенетических изменений в способностях к пониманию и управлению эмоциями и в контексте целенаправленного (тренингового) воздействия на развитие отдельных сторон эмоционального интеллекта.
К наиболее перспективным областям развития способностей эмоционального интеллекта относятся сферы образования, организационной психологии, геронтопсихологии, современных информационных технологий, клинической психологии [4].
В школьной практике США программа повышения эмоциональной грамотности впервые была широко использована в Хиллсбурге (Калифорния) и в Нью-Хэвэне. В настоящее время в американских школах используется более 150 различных программ повышения эмоциональной грамотности, известных под различными названиями: «тренинг жизненных умений», «социальное осознание», «решение социальных проблем», «социальная компетентность», «творческое разрешение конфликтов». Среди них одной из наиболее популярных является Программа Активизации Стратегий Альтернативного Мышления (Promoting Alternative Thinking Strategies, PATH). Она представляет собой план всеобщего эмоционального образования для дошкольников и младших школьников. PATH призвана способствовать достижению следующих целей: содействовать социальной и эмоциональной компетентности, способствовать развитию осознания эмоций, эффективному решению межличностных проблем, предотвращению жестокости и агрессии, снижению уровня эмоциональных и поведенческих проблем, развитию самоуважения и эффективному взаимодействию со сверстниками. Основные компоненты данной программы – развитие подготовленности и самоконтроля; обучение пониманию эмоций и поведения других людей; когнитивное решение межличностных проблем. Вторая часть включает занятия, которые фокусируются на анализе тридцати пяти эмоциональных состояний, который происходит от базисных к более сложным. При этом внимание акцентируется на обозначении и описании эмоций, оценке основных эмоций у себя и у других людей и на управлении эмоциональными состояниями.
Учащиеся, которые прошли обучение в рамках данной программы, демонстрировали более высокий уровень способностей к осознанию эмоциональных и социальных проблем, эмпатии, более низкий уровень агрессивности и жестокости, повышение уважения к себе и другим, большую эффективность в решении социальных проблем [6]. В целом использование программ повышения эмоциональной компетентности в школе оказывает благотворное влияние на психическое здоровье, способствует снижению употребления алкоголя и табака, препятствует антисоциальному поведению. Внедрение программ по развитию эмоциональной компетентности в школьную практику порой сталкивается со скептицизмом педагогов, которые считают, что основная цель школы – давать академические знания. Однако в настоящее время идея развития эмоциональной компетентности у детей и подростков находит всё больше сторонников.
Интерес к «эмоциональному обучению» возрос после выхода книг Д. Гоулмана «Эмоциональный интеллект» (1995) и М. Элиаса «Активизация социального и эмоционального обучения» (Promoting Social and Emotional Learning, 1997). Широкое распространение получило мнение Д. Гоулмана о том, что высокий эмоциональный интеллект обеспечивает академическую успеваемость. Хотя на достоверном уровне связь между эмоциональным интеллектом и академической успешностью не обнаружена, тем не менее установлено, что программы развития эмоционального интеллекта способствуют повышению внимательности, ответственности, самоконтроля, использованию эффективных копинг-стратегий в повседневных стрессовых ситуациях. Как отмечает Дж. Мэттьюс с коллегами, исследователи «переоткрыли» то, что хорошие педагоги и родители знали всегда. Знания о себе и других наряду со способностью их использовать для решения проблем в определённой мере способствуют академической успешности [6].
К разработке программ развития эмоционального интеллекта выдвигается ряд требований. Такие программы должны базироваться на серьёзной теоретической основе и быть сфокусированы на основных компонентах эмоционального интеллекта. Программа должна включать список ключевых умений в области эмоциональной компетентности, которые должны приобрести обучаемые. Более эффективными считаются мультимодальные программы, которые направлены на укрепление интеллектуального, эмоционального, социального и физического здоровья. Оптимально, когда развитие эмоционального интеллекта не является неким «довеском» к академической программе, но интегрировано в школьное расписание, в каждый из предметов. Разработка и использование программ тренинга эмоционального интеллекта должны базироваться на принципах научной обоснованности, системности, учёте возрастных и индивидуальных особенностей участников. Необходима разработка механизмов оценки эффективности подобных программ. Важной проблемой является подготовка квалифицированного штата учителей и психологов. Воздействие должно быть многоуровневым. Необходимо культивировать практическое применение приобретённых умений в повседневной жизни [6].
Если говорить о теоретическом обосновании программы совершенствования эмоциональной компетентности, то оно наиболее целесообразно в рамках гуманистического, поведенческого и когнитивного направлений [2]. Наиболее продуктивными методами развития эмоционального интеллекта являются игра, арттерапия, психогимнастика, поведенческая терапия, дискуссионные методы [2], моделирование, проигрывание ролей, обратная связь, демонстрации, проектирование [6].
Итак, возможности развития эмоционального интеллекта в процессе психологического тренинга зависят от того, подведена ли под программы развития эмоционального интеллекта убедительная теоретико-методологическая основа. В свете критического осмысления существующих программ развития эмоционального интеллекта выдвигается ряд требований к их разработке, которые базируются на принципах научной обоснованности, системности, учёта возрастных и индивидуальных особенностей участников.
Литература