эмоциональный интеллект, структура эмоционального интеллекта, педагог
Исследования EQ

Структура эмоционального интеллекта у специалистов психологических, педагогических и технических специальностей

Андреева, И.Н. Структура эмоционального интеллекта у специалистов психологических, педагогических и технических специальностей / И.Н. Андреева

// Педагогическая наука и образование. – 2016. – № 3 (17). – С. 38–45.

В статье представлена интегративная модель структуры эмоционального интеллекта (ЭИ), на основе которой впервые определены психологические характеристики инструментальных (опытного, стратегического) и индивидуально-личностных (межличностного, внутриличностного) типов эмоционального интеллекта. Осуществлена эмпирическая проверка модели. Выявлены особенности структуры эмоционального интеллекта у представителей педагогических специальностей.

Развитый эмоциональный интеллект особенно важен для специалистов с повышенной интенсивностью коммуникации, в частности, для педагогов. Однако исследования эмоционального интеллекта специалистов педагогических специальностей дают противоречивые результаты. Предполагаемое неоднозначное влияние компонентов эмоционального интеллекта на эмоциональное выгорание у педагогов (развитие одних из них снижает выраженность указанного синдрома, другие – его усиливают [8]) обусловило актуальность настоящего исследования эмоционального интеллекта в качестве фактора эффективности педагогической деятельности.

Анализ особенностей эмоционального интеллекта специалистов педагогических специальностей проводился на основе разработанной нами теоретической интегративной модели эмоционального интеллекта, согласно которой иерархическая структура эмоционального интеллекта имеет трехуровневое строение и включает: 1) «интеллект индивида», 2) «интеллект субъекта деятельности» и 3) «интеллект личности».

Эмоциональный интеллект индивида представляет собой природные возможности когнитивных процессов индивида, обеспечивающих обработку эмоциональной информации, и включает задатки эмоциональных способностей (свойства темперамента: эргичность, темп, пластичность, эмоциональность).

Второй уровень – эмоциональный интеллект субъекта деятельности – представляет собой синтез эмоциональных способностей и компетенций, который формируется в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Он описывается параметрами инструментального (опытного, стратегического) и индивидуально-личностного (межличностного и внутриличностного) эмоционального интеллекта. В соответствии с предположением о дихотомичности структуры эмоционального интеллекта мы выделяем две составляющие эмоционального интеллекта субъекта деятельности: 1) инструментальный эмоциональный интеллект, который проявляется при решении практических задач и подлежит внешней объективной оценке; 2) индивидуально-личностный (рефлексивный) эмоциональный интеллект, который осознается и оценивается самим субъектом посредством самоотчета. Первый из них представляет собой интеллектуальную способность, второй – не что иное, как более или менее точный рефлексивный образ интеллектуальности индивида в сфере эмоций.

Согласно модели Дж. Майера, П. Сэловея и Д. Карузо, составляющими эмоционального интеллекта являются два «домена»: «опытный» эмоциональный интеллект, который включает распознавание и выражение эмоций и фасилитацию мышления, т.е. способности к распознаванию, выражению и использованию эмоциональной информации без обязательного ее понимания; «стратегический» эмоциональный интеллект включает в себя понимание эмоций и управление ими без обязательного точного восприятия эмоций или полного их переживания [10].

В рамках интегративной модели эмоционального интеллекта представляется возможным рассмотреть независимые друг от друга компоненты эмоционального интеллекта (стратегический и опытный) как типы инструментального эмоционального интеллекта. В соответствии с моделью Д.В. Люсина представляется возможным выделить два типа индивидуально-личностного (рефлексивного) эмоционального интеллекта: межличностный эмоциональный интеллект, или МЭИ (включающий способности к пониманию чужих эмоций и управлению ими) и внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ), в состав которого входят способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими [5]. Таким образом, в составе интегративной модели выделяются четыре типа эмоционального интеллекта, два из которых являются инструментальными («опытный», «стратегический»), два – индивидуально-личностными (межличностный, внутриличностный).

В соответствии с представлениями о том, что зрелый интеллектуальный потенциал характеризуется высокой степенью его опосредованности личностными характеристиками, которые играют ведущую роль в его проявлении, высшим уровнем развития эмоционального интеллекта является эмоциональный интеллект личности. Он представляет собой эмоциональный интеллект субъекта деятельности, опосредованный рядом адаптивных характеристик и характеризуется личностными факторами.

Интегральный эмоциональный интеллект рассматривается как когнитивно-личностное образование, как совокупность умственных способностей к пониманию эмоций и управлению ими, компетенций, связанных с обработкой и преобразованием эмоциональной информации, а также коммуникативных, интеллектуальных, регуляторных и эмоциональных личностных свойств, способствующих адаптации индивида.

С целью эмпирической проверки указанной модели и определения психологических характеристик типов эмоционального интеллекта, а также специфики структуры эмоционального интеллекта у представителей психологических, педагогических и технических специальностей было проведено эмпирическое исследование. В качестве испытуемых выступили студенты и специалисты психологических, педагогических и технических специальностей (всего 1170 человек). Практическая реализация эмпирических методов осуществлялась на основе применения батареи методик в следующем составе: тест MSCEIT V 2.0 Дж. Майера, П. Сэловея, Д. Карузо (адаптация И.Н. Андреевой) [2; 10]; опросник ЭмИн Д.В. Люсина [5]; тест Д.В. Ушакова – О.И. Ивановой для изучения эмоциональной креативности [3]; опросник эмоциональной креативности Дж. Эверилла (ECI) (адаптация И.Н. Андреевой) [1]; опросник структуры темперамента В.М. Русалова[9]; 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла (форма С) (адаптация А.Н. Капустиной, Л.В. Мургулец и Н.В. Чумаковой) [4]; методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (адаптация А.К. Осницкого) [6]. Для обработки данных, которая осуществлялась с применением пакета статистических программ «STATISTICA 8.0», использовались критерий различий U Манна-Уитни, однофакторный и многофакторный дисперсионный анализ (ANOVA) (апостериорный критерий Дункана), дискриминантный анализ, логлинейный анализ.

Установлено, что эмпирическая модель структуры эмоционального интеллекта включает: на первом уровне – параметры темперамента (социальный и предметный темп, предметную и социальную эргичность, предметную и социальную пластичность, предметную и социальную эмоциональность); на втором уровне – параметры инструментального и индивидуально-личностного эмоционального интеллекта; на третьем уровне – личностные факторы (эмоциональную устойчивость; подготовленность; интегральные показатели социально-психологической адаптации (высокие – адаптации, самоприятия, приятия других, эмоциональной комфортности и интернальности, низкий – эскапизма).

Выявлены психологические характеристики типов эмоционального интеллекта. К психологическим характеристикам опытного типа эмоционального интеллекта можно отнести: слабо выраженные эффективность, эмоциональная креативность, моральная нормативность, дисциплинированность, подозрительность,адаптация, самоприятие, (характеристики эмоционального интеллекта личности). Это означает, что испытуемые с высоким уровнем опытного эмоционального интеллекта по сравнению с индивидами, принадлежащими к иным типам эмоционального интеллекта, демонстрируют эмоциональные реакции, менее потенциально полезные для индивида или группы, проявляют меньше творческой активности в сфере эмоций, менее склонны к моральной нормативности поведения, обладают менее выраженным самоконтролем, при этом более доверчивы, терпеливы к людям, уступчивы, откровенны, бескорыстны, оптимистичны и независимы.

Психологические характеристики стратегического типа эмоционального интеллекта – низкая социальная эргичность и высокая предметная эмоциональность (характеристики эмоционального интеллекта индивида); сравнительно низкая самооценка, выраженная эмоциональная креативность, абстрактность мышления, робость, нежность, мечтательность, тревожность и склонность к самообвинению (характеристики эмоционального интеллекта личности).

Это означает, что индивиды с высоким уровнем стратегического эмоционального интеллекта характеризуются достаточно низкой потребностью в социальных контактах и испытывают трудности в их установлении, застенчивы, зависимы от других, любят работать в одиночку; имеют высокий интеллектуальный потенциал, успешно справляются с решением логических задач и отвлеченных проблем, имеют широкие интеллектуальные интересы, мечтательны, оторваны от реального мира, их поведение регулируется преимущественно собственными побуждениями и интересами; чувствительны к расхождению между задуманным, ожидаемым, планируемым действием и результатами реального действия, креативны в области эмоций, однако сдержаны в проявлении чувств, осторожны, интуитивны, романтичны, часто имеют художественный склад и тонкий вкус, тревожны, внутренне напряжены, ранимы, склонны к самообвинению; обязательны, ответственны;имеют достаточно низкую самооценку.

Межличностный тип эмоционального интеллекта (МЭИ) характеризуется высокими показателями социальной эргичности, социальной пластичности, социального темпа и социальной эмоциональности (характеристики эмоционального интеллекта индивида); а также эмоциональной креативности, измеренной посредством самоотчета и объективного теста, общительности, беспечности, социальной смелости, адаптации и самоприятия (характеристики эмоционального интеллекта личности). Иными словами, индивидам с высоким уровнем МЭИ свойственны: выраженная потребность в социальных контактах, легкость вступления в них, широкий круг общения, высокая скорость речи, чувствительность к нюансам изменений в коммуникативной сфере, особенно к неудачам в общении, открытость, доверчивость, сердечность, легкость в общении, разговорчивость, уверенность в себе, склонность к лидерству; выраженная креативность в сфере эмоций и ее высокая самооценка, беззаботность, жизнерадостность, энергичность, вера в удачу; высокий адаптивный потенциал, а также склонность к самоприятию.

Психологические характеристики внутриличностного типа эмоционального интеллекта (ВЭИ): низкая социальная пластичность и социальная эмоциональность (характеристики эмоционального интеллекта индивида), высокий уровень эмоциональной устойчивости, самооценки, интернальности и эмоциональной комфортности, а также низкий уровень новизны, подозрительности, тревожности (характеристики эмоционального интеллекта личности).

Иными словами, представители внутриличностного типа эмоционального интеллекта испытывают трудности в установлении новых и поддержании сложившихся контактов, однако безразличны к неудачам в общении, доверчивы, терпеливы к людям, уступчивы, откровенны; чувствуют себя уверенно в процессе социального взаимодействия, нечувствительны к критике и упрекам,при этом из-за непонимания тонкостей межличностного взаимодействия, скрытых мотивов поведения других людей могут проявлять эмоциональную «черствость»; не склонны к новым и нестандартным переживаниям, а также к переживанию зависти и ревности, оптимистичны, жизнерадостны, уравновешены, спокойны, внутренне расслаблены, чувствуют себя в безопасности; реалистичны, уверены в себе, постоянны в интересах, обладают высоким самоконтролем;независимы, склонны принимать на себя ответственность за значимые события своей жизни; имеют высокую самооценку.

Установлены специфические особенности структуры эмоционального интеллекта у представителей исследуемых специальностей. В частности, в структуре эмоционального интеллекта педагога выделены: на уровне эмоционального интеллекта индивида – различные комбинации свойств темперамента; на уровне эмоционального интеллекта субъекта деятельности – низкий уровень стратегического и межличностного эмоционального интеллекта; на уровне эмоционального интеллекта личности: 1) выраженные интернальность, смелость, подозрительность, конкретность мышления, суровость, практичность, моральная динамичность, низкий уровень аутентичности, новизны, тревожности, дисциплинированности, самоприятия или 2) дисциплинированность, высокая самооценка, абстрактность мышления, моральная динамичность, озабоченность, тревожность, низкие показатели новизны, самооценки эмоциональной креативности, смелости, адаптации, самоприятия, интернальности.

Неожиданно было обнаружено, что в выборке педагогов по сравнению с выборками психологов и специалистов технических специальностей наименее представлены индивиды с высоким опытным, стратегическим и межличностным интеллектом. Возникает вопрос также и о том, почему наибольшее процентное соотношение индивидов с низкими показателями указанных видов эмоционального интеллекта также характерно для данной выборки специалистов.

На наш взгляд, указанные результаты могут объясняться влиянием профессиональной деформации: согласно интегративной модели эмоционального интеллекта низкие показатели эмоционального интеллекта могут свидетельствовать о наличии психологической защиты, которая препятствует осознанию интенсивных, порой разрушительных для организма эмоций, возникающих в процессе педагогической деятельности. Это подтверждается результатами современных исследований [7; 8]. Так, у педагогов с ростом способности к пониманию эмоций и управлению ими наблюдается тенденция увеличения сензитивности [7]; по-видимому, именно в связи с этим у данной категории специалистов высокоразвитый эмоциональный интеллект способствует развитию эмоционального выгорания.

Для эмоционального интеллекта педагога с синдромом эмоционального выгорания в фазе истощения характерны способность дифференцировать и осознавать свои эмоциональные переживания, эмоциональная осведомленность, склонность к эмпатии. Эмоциональная осведомленность педагога обусловливает переживание им чувства «загнанности в клетку». В свою очередь отличительной особенностью эмоционального интеллекта специалиста с синдромом эмоционального выгорания в фазе истощения является снижение способности к управлению своими эмоциями [8]. Таким образом, низкие показатели понимания эмоций у специалистов педагогических специальностей выступают как средство психологической защиты от синдрома эмоционального выгорания, в то время как низкий уровень управления эмоциями свидетельствует о наличии выгорания в фазе истощения.

Таким образом, интегративная модель структуры эмоционального интеллекта нашла свое эмпирическое подтверждение. Эмпирическая модель, так же как и теоретическая интегративная модель структуры эмоционального интеллекта, имеет трехуровневое строение и включает: на первом уровне – параметры темперамента; на втором уровне – параметры инструментального и индивидуально-личностного эмоционального интеллекта; на третьем уровне – личностные факторы.
Отличительные особенности структуры эмоционального интеллекта у специалистов педагогических специальностей (в частности, низкий уровень стратегического и межличностного эмоционального интеллекта) обусловлены, на наш взгляд, не столько внутренними условиями (в данном исследовании – свойствами темперамента), сколько внешними – эмоциогенным характером профессиональной деятельности.

Литература

1. Андреева, И. Н. Адаптация опросника эмоциональной креативности (ECI) / И. Н. Андреева // Психологический журнал. – 2011. – № 1–2. – С. 75–81.
2. Андреева, И. Н. Адаптация теста эмоционального интеллекта MSCEIT V 2.0 на белорусской выборке / И. Н. Андреева // Психологический журнал. – 2012. – № 1–2. – С. 66–80.
3. Валуева Е.А., Д.В. Ушаков Эмпирическая верификация модели соотношения предметных и эмоциональных способностей Психология. Журнал Высшей школы экономики 2010. Т. 7. № 2. С. 103–114.
4. Лучшие психологические тесты / сост. М.В. Оленникова. М: АСТ; СПб: Сова, 2010. 639 с.
5. Люсин Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006. № 4. С. 3–22.
6. Осницкий А. К. Определение характеристик социальной адаптации // Психология и школа. 2004. № 1. С.43-56.
7. Параскевова, К.Г. Особенности личности помогающих специалистов с разным уровнем эмоционального интеллекта // Вiснiк ОНУ iм. I.I. Мечнiкова. Психологiя. 2012. Т.17. Вип. 8 (20). С. 425–432.
8. Ракицкая, А.В. Эмоциональный интеллект педагогов с синдромом эмоционального выгорания // Технологии информатизации и управления: сборник научных статей; редкол.: П.А. Мандрик. Минск: БГУ, 2009. С. 319 – 322.
9. Русалов В.М. Опросник структуры темперамента: метод.пособие. М.: Изд-во Ин-та психологии АН СССР, 1990. С. 4 – 10.
10. Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Mayer – Salovey – Caruso Emotional Intelligence Test (MSCEIT). User’s Manual. Toronto: Multi-Health Systems, 2002. 110 p.

Andreyeva I.N.

The structure of emotional intelligence of specialists of pedagogical specialties

Key words: emotional intelligence (EI); instrumental and individual-personality emotional intelligence; interpersonal, intrapersonal, experiential, strategic emotional intelligence.

Summary. The article presents an integrative model of the structure of emotional intelligence (EI), on which for the first time to determine the psychological characteristics of the instrumental (experiential, strategic) and individual personality (interpersonal, intrapersonal) types of emotional intelligence. Empirical testing of model was implemented. Specific features of emotional intelligence structure in representatives of pedagogical specialties were established.

Summary
Структура эмоционального интеллекта у специалистов психологических, педагогических и технических специальностей
Article Name
Структура эмоционального интеллекта у специалистов психологических, педагогических и технических специальностей
Description
В статье выявлены особенности структуры эмоционального интеллекта у представителей педагогических специальностей.
Author
Publisher Name
Педагогическая наука и образование
Publisher Logo