эмоциональный интеллект, дошкольники
Эмоциональное благополучие

Становление эмоционального интеллекта старших дошкольников

Нгуен, М.А. Становление эмоционального интеллекта старших дошкольников / Н.М. Трофимова, М.А. Нгуен

// Начальная школа. плюс До и После. 2007. № 9. С. 67—69).

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность человека управлять самим собой и другими людьми. Эмоциональный интеллект включает в себя самосознание, контроль импульсивности, уверенность, самомотивацию, оптимизм, коммуникативные навыки, умение эффективно выстраивать взаимоотношения с другими людьми. Эмоциональный интеллект играет важнейшую роль в жизни и карьере каждого человека. Однако для того, чтобы этот уникальный вид интеллекта проявился и сработал, он должен развиваться не путем тренингов и семинаров во взрослый период жизни, а еще в детском саду через осознание дошкольником роли и значимости окружающих его людей.

В дошкольном возрасте эмоциональные осознание и предвосхищение возникают в результате внутренней ориентировочно-исследовательской деятельности ребенка, формирующейся на основе его практического взаимодействия с окружающей действительностью. В этой деятельности складывается своеобразная функциональная система, в которой органически сочетаются как собственно аффективные, так и особые познавательные процессы. Развиваясь в этой системе, эмоции интеллектуализируются, становятся «умными», обобщенными, предвосхищающими... Благодаря этому ребенок дошкольного возраста может не только заранее представить, но и пережить смысл данной ситуации, предпринимаемых действий и их возможных последствий для себя и других людей. Такое явление получает название «эмоционального воображения» в труде А. В. Запорожца [4, с. 269].

С помощью эмоционального воображения ребенок дошкольного возраста, в отличие от ребенка раннего возраста, стремится сделать нечто нужное, полезное не только для себя, но и для окружающих сверстников и взрослых.

Надо отметить, что процесс интеллектуализации эмоций, или другими словами, зарождение таких чувств, как эмпатия, сочувствие и содействия людям внутренне обусловлено возникновением у детей простейших просоциальных мотивов поведения. В дошкольном возрасте содействующими людьми являются в первую очередь родители, воспитатели и особенно сверстники. Поэтому развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте требует понимания ребенком эмоциональных состояний других людей и успешного сотрудничества с ними, в большей степени со своими сверстниками. Без соучастия других людей деятельность ребенка немыслима, поскольку по высказыванию Л. С. Выготского, «ребенок научается понимать других, и только потом научается понимать себя» [2, с. 243–385].

А. Лэнгле рассматривает проблему ценности человека как результат чувственного восприятия влияния чего-либо или кого-либо на жизнь субъекта [5]. Он считает, что эти ценности можно «чувствовать», начиная с вопросов: «Я есть и ты есть, и вот мы оказываемся вместе. Что это значит для меня?». Или по-другому: «Какое влияние оказывает на меня твоя близость? Что происходит со мной, когда я подвергнут воздействию твоего «поля»?».

Эмоциональный интеллект дает человеку некую независимость, так как с его помощью у человека возникает обоснование для выбора своего поведения. А это значит, что он свободен от своих предрассудков и даже культурных стереотипов (например: молчание понимается в большей степени как уважение к старшим на Востоке, в то время оно воспринимается как знак игнорирования на Западе). Человек, который «эмоционально умен», более «эластичен» в поведении, ведет себя более уверенно, поскольку он понимает себя и в то время понимает, как другой человек переживает и будет воспринимать обстоятельство, если он так или иначе поступит. Конечно, понимание «эластичности» поведения должно сопровождаться нравственными нормами, иначе появляется возможность манипуляции людьми.

Если в воспитании морали или нравственности большое внимание уделяется оценкам «хорошо – плохо», «добро – зло» то в развитии эмоционального интеллекта акцент делается на поиск «золотой середины», между «хорошо» и «плохо», между тем, что принято большинством в обществе и тем, что можно применить для человека в данный момент. Другими словами, эмоциональный интеллект есть, по сути, непрерывный процесс вчувствования, оценивания выбора действий, причем выбор этот обоснован не столько принципами и правилами поведения, сколько умением поставить себя на место другого и почувствовать его переживания и эмоции.

По мнению большинства психологов, «дети, понимающие эмоции, бывают более отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, более социально умелыми и принятыми в своей группе» [9].

Другие психологи утверждают, что чувства, это почва, на которой вырастает забота. Способности чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать – необходимые компоненты для построения сильной совести [8, с. 52].

Нравственность (мораль) строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров — значит, она занята ничем иным, как действующими субъектами и их субъективностью. Для выработки эмоционального интеллекта человеку необходима определенная доля объективности, ведь умение поставить себя на место другого и почувствовать его переживания, это уже не субъективный взгляд на ситуацию. Такое умение поможет развить в ребенке взрослого и благодаря этому ему легче будет правильно сориентироваться в нашем мире. Кроме того, результаты современных исследований показывают, что основными мотивами совершения того или иного поступка, по мнению детей, как и 70 лет назад, является страх наказания (в меньшей степени значимым для детей с развитым самосознанием), и сочувствие [3].

Если наряду нормами нравственности, которые должны быть учтены при выборе поведения, ребенок сумел бы еще почувствовать переживания других людей (перед тем, как давать оценку их поступкам), то он мог бы из каждой жизненной ситуации получить так называемую эмоциональную информацию. Это помогает ребенку избавиться от излишних суждений, делает его более человечным и более мудрым. Ведь чтобы легко жилось с людьми, чтобы с ними складывались близкие, теплые отношения, надо уметь внимательно относиться к людям, уметь становиться на их место. Только через общение человек может познать себя, ведь единой пересекающейся территорией для этики и психологии является отношение к другому человеку.

Дошкольный возраст является периодом возникновения и развития общественной деятельности. Именно она приводит к качественным изменениям в сознании ребенка, и у него появляются такие качества, как способность решать проблемы во взаимодействии со взрослыми и сверстниками, доброжелательность, тактичность, самоконтроль, умение учитывать и принимать иную точку зрения.

Одни исследователи (например, А. Поддьяков) считают важным компонентом познавательного, социального и личностного развития ребенка его способность понимать и учитывать чужую точку зрения. Для этого ребенку необходимо преодолеть значительные психологические трудности – понять, почувствовать, что хочет, что видит, думает, чувствует партнер, проявить способность временно стать на его позицию и увидеть ситуацию «его глазами» [7]. Другие исследователи (Б.Г. Ананьев и В.Н. Мясищев) выделяют 3 компонента, которые необходимы при разработке проблем общения: познание людьми друг друга, их эмоциональное отношение друг к другу и взаимопонимание партнеров по общению [1, с. 39]. Результаты ряда наблюдений показывают, что дети, склонные к сотрудничеству, более щедры и отзывчивы по отношению к другим [6, с. 377]. Именно в процессе сотрудничества ребенок получает опыт общения с окружающими людьми – взрослыми и детьми – и таким образом научается обращаться к другому человеку как к личности.

Литература

1. Батаршев А. В. Диагностика способности к общению. СПб.: Питер, 2006. – 176 с.
2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии // Cобрание сочинений: В 6-ти т. Т.4. Педагогика, 1984. – 432 с.
3. Кравцова М. М. Сравнительный анализ моральных суждений младших школьников (1930 и 2000 гг.) // Вопросы психологии. 2005. № 5. – С. 27–36.
4. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т. 1. Психическое развитие ребенка. М.: Педагогика, 1986. – 320 с.
5. Лэнгле А. Введение в экзистенциально-аналитическую теорию эмоций: прикосновение к ценности // Вопросы психологии. 2004. № 4. – С. 3–21.
6. Нъюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2002. – 640 с.
7. Поддьяков А. Способен ли ребенок понимать и учитывать чужую точку зрения? // ДВ. 2002. № 12. – С. 41–44.
8. Снайдер М., Снайдер Р., Снайдер мл. Р. Ребенок как личность: Становление культуры справедливости и воспитание совести. М.: «Смысль»; Спб.: «Гармония», 1994. – 237 с.
9. Denham S.A., Weissberg R.P. Social-emotional learning in early childhood: What we know and where to go from here. In E. Chesebrough, P. King, T.P. Gullota & M. Bloom (Eds). A blueprint for the promotion of prosocial behavior in early childhood. New York: Kluwer Academic. Plenum Publishers. 2002.
Summary
Становление эмоционального интеллекта старших школьников
Article Name
Становление эмоционального интеллекта старших школьников
Description
Развитие эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста.
Author
Publisher Name
Начальная школа
Publisher Logo