эмоциональный интеллект, эмоциональный комфорт, эмпатия, социально-психологической адаптации
Исследования EQ

Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов

Деревянко, С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов

// Инновационные образовательные технологии, 2007. – № 1 (9). – С. 92–95.

В статье представлены результаты исследования проблемы взаимосвязи эмоционального интеллекта и его составляющих с основными показателями социально-психологической адаптации студентов. В ходе анализа эмпирических данных выделены группы испытуемых с высоким и низким уровнем развития эмоционального интеллекта. Охарактеризованы особенности их адаптации.Постановка проблемы. Понятие «эмоциональный интеллект» относится к той области исследований, в которой неоднократно совершается попытка научными средствами ответить на вопрос: «Что детерминирует успех жизнедеятельности человека ?»

Учёные, изучающие проблему эмоционального интеллекта в контексте поставленного вопроса, исследовали данный конструкт: как основу успешности жизнедеятельности человека (А. Чоботарь, 1999), значение эмоционального интеллекта для профессиональной деятельности (И. Андреева, 2003), роль и значение эмоционального интеллекта в процессе межличностного взаимодействия (Д. Люсин, 2004; Е. Власова, 2005; М. Манойлова, 2006), влияние эмоционального интеллекта на формирование и проявление лидерских качеств (Д. Гоулман, 2005), функциональные характеристики эмоционального интеллекта (Э. Носенко, Н. Коврига, 2003).

Анализ теоретических воззрений высшеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Также, в данной работе, мы основывались на положении о свойственности эмоциональному интеллекту стрессозащитной и адаптивной функций [1].

Цель работы – изучение характеристик эмоционального интеллекта, влияющих на показатели адаптированности студентов. Поскольку в качестве основных критериев процесса социально-психологической адаптации выделяют внутренние (наличие и характер эмоциональных переживаний) и внешние признаки (особенности формирования системы взаимоотношений с окружающими), основными показателями адаптированности были определены: 1) уровень эмоциональной комфортности; 2) «принятие» как стержневая характеристика системы отношений личности к себе и другим [2].

Методика и организация исследования. В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл), методика «Диагностика социально-психологической адаптации» (К. Роджерс, Р. Даймонд), «Четырёхмодальностный тест-опросник эмоциональности» (Л. Рабинович), самооценочный тест «Характеристики эмоциональности» (Е. Ильин), методика «Эмоциональная направленность» (Б. Додонов).

В качестве испытуемых были задействованы студенты 1-го курса исторического (35 юношей и 25 девушек) и психолого-педагогического (15 юношей и 25 девушек) факультетов Черниговского государственного педагогического университета.

Результаты исследования и их анализ.

Корреляционный анализ данных позволил установить значимость взаимосвязей между отдельными компонентами эмоционального интеллекта и объединить их в определенную группу способностей: «эмпатия», позитивно связанная с «распознаванием эмоций» (r=0,648) – когнитивные способности, «управление эмоциями» и «самомотивация» (r=0,605) – способность к эмоционально-волевой саморегуляции, «эмоциональная осведомленность» и «эмпатия» (r=0,483) – эмоциональные способности. Основанием для выделения эмпатии и в эмоциональной, и в когнитивной группе способностей, являются разнородные характеристики её составляющих: эмоциональная эмпатия основана на подражании аффективным реакциям другого человека и реализуется в форме сочувствия и сопереживания; когнитивная эмпатия предполагает понимание и осознание состояний другого человека, и включает в себя опыт, знания, навыки наблюдений [3, с. 36].

В результате дифференциально-психологического анализа данных, были сопоставлены показатели и характеристики испытуемых, которые отличались:
а) по уровню сформированности эмоционального интеллекта. Данный признак позволил выделить группы студентов с максимально высокими и минимально низкими значениями общего показателя эмоционального интеллекта;
б) по уровню сформированности отдельных способностей, составляющих структуру эмоционального интеллекта. В соответствии с критерием доминирования отдельных компонентов эмоционального интеллекта, были выделены группы студентов с «эмотивным», «когнитивным», «мотивационно-волевым» типом способностей.

Качественный анализ данных позволил описать психологические особенности выделенных групп студентов.

Группа испытуемых с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта. В данной группе студентов наиболее выраженным структурным компонентом эмоционального интеллекта является «самомотивация» (у 90 % группы), наименее выраженным – показатель «управление эмоциями» (у 30 % группы).

У половины студентов отмечен высокий уровень общего показателя социально-психологической адаптации; низкий уровень выраженности данного показателя в данной группе отсутствует. Также, ни у одного из студентов не выявлен низкий уровень выраженности основных показателей социально-психологической адаптации: «принятие себя» и «принятие других»; у преобладающего большинства группы (90 % группы) – высокий уровень выделенных показателей. Показатель интернальности выражен на высоком уровне.

Модальностные показатели, характеризующие эмоциональность студентов, являются преимущественно выраженными на позитивном полюсе (эмоциональная модальность радость – ведущая у 80 % группы, эмоциональная модальность гнев – у 20 %, эмоциональная модальность страх – у 20 %, эмоциональная модальность печаль – у 10 %). Ни у одного из представителей данной группы не зафиксирован высокий уровень выраженности показателя «негативное влияние эмоций», у большей части группы (70 %) – данный показатель выражен минимально.
Эмоциональную направленность личности студентов данной группы характеризует комплекс коммуникативных и альтруистических эмоций.

Таким образом, у типичного представителя данной группы:
- развита способность к произвольному управлению эмоций;
- свойственны переживания эмоций позитивного знака;
- адаптированность проявляется в общей позитивной направленности личности на себя и на других, которая характеризуется «принятием» и обусловлена потребностями в общении и поддержке.

Группа испытуемых с низким уровнем сформированности эмоционального интеллекта. Анализ уровня выраженности отдельных компонентов эмоционального интеллекта показал, что у всех студентов данной группы несформированной является способность к управлению эмоциями, у большинства студентов (90 % группы) выявлен низкий уровень самомотивации.

Общий показатель социально-психологической адаптации выражен преимущественно на среднем уровне (у 70 %). Достаточно выраженным является показатель “принятие себя” (высокий уровень у 60%), при одновременно низкой выраженности показателя «принятие других» (высокий уровень у 20%, низкий – у 35%). Один из основных показателей социально-психологической адаптации – «эмоциональный комфорт» – характеризуется достаточно низким уровнем выраженности (у 50 % – низкий уровень, и лишь у 15 % – высокий). Только у половины студентов ведущим является показатель интернальности, у части (20 %) доминирует показатель экстернальности.

Эмоциональность студентов данной группы выражается в преобладании двух эмоциональных модальностей – радости и гнева; также зафиксирована выраженность показателя «негативное влияние эмоций» (высокий уровень у 30% группы).

В эмоциональной направленности личности преобладающими являются праксические и коммуникативные эмоции.

Таким образом, психологический портрет представителя данной группы характеризуется:
- несформированностью волевых и мотивационных компонентов саморегуляции;
- равнозначным преобладанием модальностей как позитивного («радость»), так и негативного («гнев») знака эмоций;
- преимущественно низкими или средними показателями адаптированности личности;
- значительным преобладанием в системе отношений личности показателя “принятие себя” по сравнению с показателям “принятие других”.

Сравнительный анализ психологических характеристик выделенных групп установил, что показатели адаптированности выше у студентов с высоким уровнем сформированности эмоционального интеллекта. Система отношений к себе и другим, у данной группы студентов, характеризуется также большей степенью принятия, что по В. Лабунской является главным условием незатруднённого общения [4, с. 331].

Далее рассмотрим особенности адаптированности студентов с преобладанием отдельных компонентов эмоционального интеллекта.

Доминирование компонента «эмоциональная осведомлённость»:
1. тенденция к низкому уровню выраженности показателя «эмоциональный комфорт»;
2. ведущие эмоциональные модальности: радость и страх;
3. тенденция к высокому уровню выраженности показателей «принятие себя» и «принятие других»;
4. общий показатель адаптированности преимущественно средний.
Доминирование компонента «управление эмоциями»:

1. высокий уровень выраженности показателя «эмоциональный комфорт»;
2. ведущая эмоциональная модальность: радость;
3. высокий уровень выраженности показателей «принятие себя» и «принятие других»;
4. высокий уровень выраженности общего показателя адаптированности.
Доминирование компонента «самомотивация»:
1. высокий уровень выраженности показателя «эмоциональный комфорт»;
2. ведущая эмоциональная модальность: радость;
3. показатели «принятие себя» и «принятие других» – выражены максимально;
4. высокий уровень выраженности общего показателя адаптированности.
Доминирование компонента «эмпатия»:
1. средний уровень выраженности показателя «эмоциональный комфорт»;
2. не выявлена ведущая эмоциональная модальность;
3. при высоком уровне выраженности показателя «принятие себя», низкий уровень выраженности показателя «принятие других»;
4. общий показатель адаптированности преимущественно средний.
Доминирование компонента «распознавание эмоций»:
1. средний уровень выраженности показателя «эмоциональный комфорт»;
2. ведущие эмоциональные модальности: радость и гнев;
3. тенденция к высокому уровню выраженности показателей «принятие себя» и «принятие других»;
4. общий показатель адаптированности преимущественно средний.

Выводы

:

1. В сфере эмоциональных переживаний эмоциональный интеллект выполняет преимущественно регулирующую роль: способствует повышению уровня эмоционального комфорта личности путём мотивационно-волевой саморегуляции и когнитивной переработки эмоциональных стимулов. В то же время, выраженность эмотивных составляющих эмоционального интеллекта (эмоциональная осведомлённость и эмпатия) влияет на снижение уровня эмоциональной комфортности, предположительно – вследствии накопления, длительной фиксации, и преобладании в сознании негативно окрашенного эмоционального опыта.
2. В сфере субъект-субъектных отношений эмоциональный интеллект выполняет стимулирующую роль: побуждает к безусловному принятию других и самого себя, независимо от качественных характеристик образа, закреплённого в сознании (положительных – отрицательных, конгруэнтных – неконгруэнтных).

Также, в исследовании была выявлена взаимосвязь между высоковыраженным показателем «эмпатия» и низковыраженным показателем «принятие других». Возможно, это обусловлено возникновением отрицательных эмоциональных реакций на чувства и переживания партнёров по общению. Данный факт требует дальнейшего изучения.

Литература

1. Носенко, Э.Л., Коврига, Н.В. Емоційний інтелект: концептуалізація феномену, основні функції. Монографія. – К.: Вища школа, 2003. – 126 с.
2. Словарь-справочник по социальной психологии /В. Крысько. – СПб.: Питер, 2003. – 416 с.
3. Санникова О.П. Феноменология личности: Избранные психологические труды. – Одесса: СМИЛ, 2003. – 256 с.
4. Лабунская В.А. Экспрессия человека и межличностное общение. – Ростов н/Дону: Феникс, 1999. – 608 с.
Summary
Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов
Article Name
Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов
Description
Цель работы – изучение характеристик эмоционального интеллекта, влияющих на показатели адаптированности студентов.
Author
Publisher Name
Инновационные образовательные технологии
Publisher Logo