Нгуен, М.А. Эмоциональный интеллект или новый взгляд на проблему толерантности / М.А. Нгуен
// Философия образования. — № 1. — 2007. — с. 203—207.
Осознание значимости Другого как условие возникновения эмоционального интеллекта
Руководители производственных компаний часто жалуются на то, что их кадры плохо справляются с проблемами, связанными с людьми на работе. Педагоги высказывают мнение о том, что подростки с каждым днём становятся холоднее и агрессивнее. Дело в том, что мы не обращаем достаточно нашего внимания на развитие эмоциональной сферы детей ещё в дошкольном возрасте. Подготовка дошкольников к школе и обучение детей в массовом понимании сводится к элементарной грамотности: умению читать, писать, считать. Эмоциональная жизнь ребенка, как правило, вынесена за рамки организованного педагогического процесса как в детском саду, так и в школе.
События, взволновавшие ребенка и оставившие след в его душе, чаще всего остаются его личным делом и не получают должного внимания со стороны педагогов. Проблема понимания ребенком эмоционального состояния окружающих его людей также остается незаметным в процессе воспитания в детском возрасте. Здесь нужно говорить не только о понимании, а об осознании, восприятии и переживании ребенком тех событий, которые происходят вокруг него, с близкими и даже неблизкими ему людьми. Ребенку предстоит осознать, что он является частью общества, и соответственно он несет ответственность за свои отношения с другими людьми, так как они играют важную роль в его деятельности и жизни.
Если обратить внимание на все жизненные ситуации, то очень легко заметить, что эмоции играют столь важную роль. Мы не можем перестать чувствовать.
Только опираясь на эмоции свои и других людей, дети учатся ориентироваться на другого, получая полезную информацию о том, что действительно происходит.
Для иллюстрации давайте посмотрим один пример:
Однажды моя шестилетняя племянница пришла домой с задумчивым лицом. Как только меня увидела, она сразу мне задала море вопросов.
- Дяденька, скажи мне, пожалуйста, можно ли пустить ребенка – буддиста в католическую церковь?
- Почему ты меня об этом спрашиваешь?
- Сегодня мы с ребятами играли в церковном дворе, и к нам присоединились другие детки, но они буддисты. Они хотели войти в церковь, чтобы посмотреть мессу и послушать церковную музыку. (Мы католики. Около нашего дома стоит большая и красивая католическая церковь. Дети ходят играть в церковный двор каждый день.).
- И как вы поступили? Вы их пустили?
- Ребята их не пустили. Нам рассказывали, что у них другая религия. Это значит, что они должны идти в пагоду, а не сюда. Это правда, дяденька?
- Не знаю. А ты как думаешь, пустила бы?
- Я не знаю, дяденька, поэтому спрашиваю.
- Я не могу сказать тебе, как надо поступить. Давай посмотрим ситуацию с другой стороны. Я хочу, чтобы ты на минутку представила себя на месте ребенка – буддиста. Сможешь?
- Смогу.
- Так ты представила? Сейчас ты ребенок – буддист.
- Да.
- Теперь скажи мне, пожалуйста, как ты чувствуешь себя, когда тебя не пускают в католическую церковь?
- Грустно. Как будто меня не любят. Я ведь только хочу посмотреть мессу и послушать католическую музыку. Говорят, что все это очень красиво.
- Хочешь, чтобы тебя пустили?
- Да, и чтобы с нами – буддистами дружили дети – католики.
- Хорошо. А сейчас скажи мне, пожалуйста, в следующий раз как ты поступишь, если к вам придут дети – буддисты?
- Я скажу нашим ребятам, чтобы они этих детей пустили.
На первый взгляд, этот пример выглядит как обычная психотерапевтическая сессия. Это именно так. Но если заглянуть глубже, мы увидим очень много интересного в размышлении этой маленькой девочки. Она переживает то, что её сверстники ещё не в состоянии осознавать: можно ли пустить ребёнка-буддиста в католическую церковь, или другими словами, можно ли принять человека другой религии, другого мировоззрения в своё пространство, в своё общество, в свою жизнь? Мы с удивлением себя спрашиваем: «Почему проблема глобального масштаба так рано возникает в нашей жизни, уже в дошкольном возрасте?».
Интерес к эмоциональным переживаниям у детей старшего дошкольного возраста
Более восьми десятилетий назад об этом говорил Л. С. Выготский. Тогда он назвал интеллектуальный момент, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком «смысловым переживанием» [1, с. 377]. В настоящее время психологи называют это явление другим термином – эмоциональный интеллект.
Как мы видим, одна и та же ситуация неодинаково переживается разными детьми. Если ребенок воспринимает ситуацию как значимую для себя, то тут сразу же возникает интерес к ситуации, к эмоциональным переживаниям, связанным с данной ситуацией. Именно восприятие ситуации служит источником возникновения у детей дошкольного возраста «внутреннего социального опыта». Благодаря интересу к ситуации и внутреннему социальному опыту дошкольник воспринимает социальную среду как живую, человеческую. Такого рода интерес пробуждает в ребёнке другодоминантность, порождает в ребёнке ориентацию на другого человека, а не только на себя самого. Это возможно в дошкольном возрасте благодаря развитию социальных эмоций, сопереживанию и сочувствию. Именно в этом возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к другому. Эти качества позволяют ребенку дошкольного возраста принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.
Мы предполагаем, что эмоциональный интеллект богат у тех, у кого хорошо развиты интерес к происходящему и связано с ним смысловое переживание. Вышеизложенная ситуация является ярким примером такой позиции и дает нам возможность увидеть динамику возникновения интереса ребенка к ситуации выбора поведения. Для этого ребенка возникшая ситуация является не просто вопросом религиозных принципов или догматов. Он видит во всех этих вещах неразрешимый конфликт и даже выявляет для себя значимую фигуру: фигуру ребенка – которого не принимают в какое-то общество из-за своих личных религиозных предпочтений (это, кстати, и есть корни многих конфликтов, с которыми мы сталкиваем сегодня в мире!). Для нее важны и религиозные принципы, и проблема принятия другого человека.
Разрешение такого рода конфликта требует от ребенка сопереживания и сочувствия. По мнению А. В. Запорожца, ради сопереживания и сочувствия другим людям ребенок совершает свои действия [2, с. 267]. Здесь нужно добавить, что только для ребенка дошкольного возраста мыслить – значит вспоминать, то есть опираться на свой прошлый опыт. Поэтому важным моментом в воспитании детей дошкольного возраста, на наш взгляд, является выращивание таких эмоциональных переживаний для того, чтобы из этого ребенок приобрел личностный опыт.
Интерес детей к эмоциональным переживаниям окружающих способствует развитию толерантности, прежде всего в принятии другого, который может отличаться по разным признакам – национальным, расовым, культурным, религиозным и т. д. И как гласит Библия, «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними». Толерантность каждого способствует равновесию и целостности общества, раскрытию всей полноты его частей и достижению «золотой середины» на основе золотого правила нравственности. Известно, что человек – существо социальное; проявление его эмоциональности сталкивается с проявлением эмоциональности другого человека. Возникает проблема совместимости и соотношения этих эмоциональных реакций. Таким образом, явление эмоционального интеллекта непосредственно связано с интересом ребенка к ситуации. Ради сопереживания и сочувствия другим людям ребенок дошкольного возраста совершает свои действия.
Отрицательные изменения в нашем обществе в последнее время ставят перед нами – педагогами важную задачу пересмотреть индивидуальные и социальные ценности. На самом деле, эти изменения тесно связаны с эмоциональной сферой личности и возникают из-за нехватки нашего внимания к проблеме развития эмоций в процессе воспитания и обучения. С первого момента, когда ребенок начинает ходить в детский сад до того, как он заканчивает высшее учебное заведение, мы только даем ему большой объём знаний для развития академического интеллекта. Таким образом, мы игнорируем не менее важную сферу для нормального роста психики каждого индивида – сферу эмоций. Мы либо очень мало, либо совсем не учим детей как надо принять себя и других, и в итоге, что мы получаем: огромное количество людей нуждается в косметико-хирургической операции для изменения своего внешнего образа. А с другой стороны, часто это приводит к дискриминации и расизму во всем мире (однако, это возникает не на основе прошлого опыта общества или нации, а рождается на почве многих личностных и социальных факторов, в том числе непринятия себя и своих неудач и страхов – согласно Хорни – «страх порождает агрессию»).
Задача в настоящее время состоит в том, чтобы помочь детям правильно понять и контролировать свои эмоции. Это поможет в будущем растущему человеку договариваться и сотрудничать на работе и в семье. Без контроля своих эмоций человек просто не может преуспевать в карьере и личной жизни, так как успешное решение распространенных проблем зависит от понимания эмоций и контроля над ними, а не абстрактного интеллекта. Например, выслушать оппонента во время переговоров, важных экономических сделок или разрешения конфликта, успокоить рассерженного, сказать нужное слово в нужное время... Одним словом, большинство эмоциональных ситуаций содержит обстоятельства, которые должны оцениваться скорее рационально, чем эмоционально.
Основа возникновения толерантного отношения к Другому
Если в воспитании моральности или нравственности большое внимание уделяется оценке «хорошо – плохо», «добро - зло», то в развитии эмоционального интеллекта акцент делается именно на поиск «золотой середины» между «хорошо» и «плохо», между тем, что принято большинством в обществе и тем, что можно применять для конкретного индивида в данный момент, как лучше поступить по отношению к нему.
Другими словами, эмоциональный интеллект, это непрерывный процесс вчувствования, оценивания выбора действий, причём здесь выбор обоснован не столько принципами и правилами поведения, сколько умением поставить себя на месте другого и почувствовать его переживания и эмоции. По мнению большинства психологов, дети, понимающие эмоции, бывают более отзывчивыми по отношению к своим сверстникам, более социально умелыми и принятыми в своей группе. Другие психологи утверждают, что чувства, это почва, на которой вырастает забота. Они считают, что способность чувствовать, понимать чувства и конструктивно действовать – необходимые компоненты для построения сильной совести [4, с. 52].
Для пояснения своей позиции позвольте привести ещё один пример, который мы зафиксировали во время проведения исследования выражения дошкольниками эмоционального интеллекта в детском саду в городе Хошимине:
Когда психолог вошел в группу, все дети подошли к нему. Он начал спрашивать их о том, чем они сегодня занимались. Каждый рассказывал о том, что запомнилось больше всего. Вдруг один из детей ему сказал:
- Вы знаете, сегодня я видел, что Ан сорвал цветок.
- Психолог: Правда?
- Да.
- Психолог: И как вы думаете, что надо с ним делать, когда он так поступает?
- Дети: Надо его поставить в угол.
- Дети: Надо его наказать.
- Дети: Я воспитательнице сообщу, пусть она с ним сделает, как положено...
- Психолог: А у кого есть другая идея?
- Лян: Я думаю, что можно его не наказывать. Лучше поговорить с ним и объяснить, что цветку тоже больно.
- Психолог: Почему ты так решила?
- Лян: Я думаю, что будет лучше, если объяснить, а не наказать.
Общеизвестно, что нравственность строится на человеческих оценках, повелевает действовать определенным образом в зависимости от наших жизненных ориентиров — значит, она продукт жизненного субъективного опыта ребёнка. Для выработки эмоционального интеллекта человеку необходим и объективный опыт. Ведь умение поставить себя на место другого и почувствовать его переживания, это объективизация своей жизненной ситуации. Такое умение поможет развивать в ребенке позицию Взрослого. Благодаря этому он сумеет правильно сориентироваться в нашем противоречивом мире.
Результаты новейших исследований показывают, что основными мотивами совершения того или иного поступка, по мнению детей, является страх наказания и сочувствие. Страх наказания для современных детей является в меньшей степени значимым, чем сочувствие [3]. Мы думаем, что было бы лучше и обоснованнее, если наряду с теми нормами нравственности, которые должны учитываться при выборе поступка, ребенок сумел бы почувствовать переживания других людей перед тем, как давать оценку. Он сумел бы от ситуации получить так называемую «эмоциональную информацию». Все это помогает ребенку становиться «эмоционально разумным».
Понятие «эмоциональный интеллект» на самом деле не является новым термином. Этот явление давно заметили и называли: «обобщение переживаний», «интеллектуализация аффекта» (Л. С. Выготский), «эмоциональное воображение» (А. В. Запорожец), «разумность чувств» (В. С. Мухина), «когнитивный диссонанс» (Л. Фестингер). Кроме того, существует ряд взаимосвязанных с эмоциональным интеллектом качеств, в том числе «эмпатия», которое первоначально означает процесс вчувствования, то есть эмоционального проникновения в состояние другого. Исходя из этого, можно утверждать, что в воспитании нравственности дошкольников и развитии их личности особую роль играет эмоциональный интеллект. Опыт показывает, что эмоциональный интеллект и связанные с ним качества способствуют не только развитию морального поведения детей но и их академическим успехам. Мы надеемся, что это откроет интересный путь для многих исследователей и практических работников дошкольных учреждений России и Вьетнама.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
EMOTIONAL INTELLIGENCE OR A NEW LOOK AT TOLERANCE PROBLEM
Emotional intelligence (EI) is the capacity to accurately perceive the sense of emotions, to use this knowledge to understand the causes of problems and to solve them. EI is the pledge of success and also the foundation of tolerance.