лидирование
Менеджмент и кадры

Лидерство: те, кто указывает путь

Умение выбирать верные ориентиры – это и есть лидерство.
П.А. Страссман

Слово «лидер» (leader) появилось в английском языке примерно в 1300 году, а «лидерство» (leadership) – около 1800 г. Слово lead переводится как «вести», «побуждать», «руководить». Этимология англосаксонского корня в словах lead, leader восходит к «laеd», что значит «путь» или «дорога». Таким образом, лидер – это тот, кто, идя впереди, указывает своим спутникам путь. Это человек, обладающий влиянием, способный объединить людей ради достижения цели.

Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. Лидер – это не босс, а первый среди равных. Естественное влияние лидера исходит из признания другими его превосходства в какой-либо области. Поэтому можно сказать, что общее лидерство в группе складывается из следующих компонентов:

• эмоциональный лидер (сердце группы) ориентирован на взаимоотношения;
• деловой лидер (руки группы) ориентирован на дело, может его организовать, наладить деловые связи;
• информационный лидер (мозг группы) – эрудит, к нему обращаются за информацией, он всё знает и может объяснить.

Эти три типа лидерства могут быть персонифицированы в одном лице, но чаще они распределяются между разными членами группы.
В последнее время появились понятия супер-лидера (способного воспитывать других лидеров), трансформационного лидера (мотивирующего последователей на сверхдостижения), лидера-трейблейзера (новатора, прокладывающего новые пути). Команду последователей лидера, вместе с ним разделяющих бремя лидерства и ответственности за решения, стали называть стейк-холдерами (сделавшими ставку, имеющими интерес). Все это говорит о том, что сейчас представления о лидерстве изменяются.

Эффективный лидер – какой он?

Существует точка зрения, что лидером нужно родиться. Если это так, то предрасположенность к лидерству можно рассмотреть в чертах лица человека, которые являются «зеркалом» его черт характера.

Персонология предлагает определять лидерские характеристики человека с опорой на данные физиогномики. Согласно Т. Беликовой, такая необходимая для лидера черта, как врождённая уверенность в себе, физически выражена широким и коротким лицом («круглым» или «квадратным»). Важнейшей характеристикой «широколицего» человека является вера в себя и в свои силы. Что бы такой человек ни предпринял, он твёрдо знает, что всё у него получится. Человек с широким и коротким лицом умеет убеждать, легко подчиняет себе других, не столь уверенных в себе людей. Уверенность такого человека легко передаётся тем, кто рядом, ощущается окружающими без всяких усилий с его стороны.

Узкое и удлиненное лицо, напротив, указывает на низкую степень врождённой уверенности его обладателя. Даже если такой человек уверен в себе, то его уверенность не врождённая, а приобретённая, поэтому зависит от многих переменных и требует постоянной подпитки извне – моральной поддержки близких и важных для него людей. Уверенность человека с узким и удлиненным лицом базируется на внутренних и внешних её факторах. К первым из них можно отнести черты личности, приобретённые как результат воспитания и самовоспитания: целеустремлённость, трудолюбие, добросовестность. Они позволяют поддерживать уверенность в своих силах. Ко вторым – успех и финансовую обеспеченность – до тех пор, пока они сопутствуют «длиннолицему».

На длиннолицего человека огромное влияние оказывает его широколицый партнёр. Это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. К примеру, супруг-лидер может донельзя уменьшить и так низкую самооценку своего спутника, а может заразить его своей энергией, вселить прочную уверенность в себе и всячески её поддерживать. Благодаря этому длиннолицый человек может занять высокое положение в обществе и даже обрести большую власть. За многими большими политиками, не обладающими врождённой уверенностью в себе, стоят широколицые жёны или помощники, способные в трудный момент своего партнёра. Как бы это ни выглядело внешне, «широколицый» тип в паре – всегда ведущий, вдохновитель, а узколицый – ведомый и исполнитель.

Итак, в одной стороны, существует врождённая предрасположенность к лидерству, а с другой – лидерские способности можно и нужно развивать.

«Одни люди рождаются великими, другие достигают величия, а третьим величие навязывается», – писал Ф.Бэкон.

В харизматической теории (теории черт) для характеристики успешного лидера используется понятие «харизма». Это слово переводится с греческого как «Божий дар, искра Божья». Харизма раньше рассматривалась как сверхестественные, сверхчеловеческие или, по крайней мере, специфические, не доступные другим людям способности. В современном Оксфордском словаре понятие «харизма» определяется как психологическая притягательность человека, способность вызвать у людей приверженность своим целям и энтузиазм в их достижении. Близким к этому понятию является «обаяние».

В современной науке об управлении понятие харизмы используется в связи с менеджментом изменений. Сейчас важен не столько дар, сколько миссия, не столько харизматическая милость, сколько харизматическая призванность. Необходимость вносить в жизнь организации перемены и руководить ими требует трансформационного лидера. Он не только определяет необходимость перемен, показывает новые перспективы, формирует приверженность новому видению и полностью трансформирует организацию, но и берёт на себя ответственность за свои действия. Организационные изменения требуют не эксцентричного поведения, а дисциплины и предсказуемости, целенаправленного организационного поиска изменений, систематического анализа и способности перемещать ресурсы из менее продуктивных областей в более продуктивные.

Харизматический лидер мотивирует и направляет своих последователей путём развития у них сильной эмоциональной приверженности своему видению будущего и определённому набору ценностей. Считается, что основная задача лидеров состоит в том, чтобы «зажигать» людей, чтобы побудить их к действию. Такой эффект возникает, когда лидеру удаётся вызвать резонанс – лучшие чувства. В противоположность резонансному лидеру диссонансный лидер не интересуется чувствами присутствующих и провоцирует своим поведением и действиями негативные эмоции.

Какие действия и особенности организационной ситуации делают человека лидером?

Общая концепция харизматического лидерства предполагает, что такой лидер проявляет следующие черты:

— постоянно подчёркивает важность общих ценностей и общего видения будущего;
— сосредоточен на развитии связующих уз между последователями и формирования у них чувства «кто мы есть» и «за что мы стоим» как организация;
— моделирует желаемое поведение: проявляет личную приверженность ценностям, идентичности и целям, которые он продвигает, проявляет самопожертвование, свидетельствующее о приверженности этим целям и ценностям;
— выражает силу: создаёт и производит впечатление уверенности в себе, физической и социальной смелости, решительности, оптимизма и новаторства.

Специфическая концепция харизматического лидерства утверждает, что харизма существует только в том случае, если налицо следующие пять взаимодействующих между собой элементов:
— имеется человек необыкновенных качеств и дарований;
— имеет место организационный или социальный кризис, либо ситуация безнадёжности;
— этим человеком выдвигается радикально новое видение и идеи, обещающие преодолеть кризис;
— существует группа последователей, привлечённых одарённой личностью (лидером) и поверивших в его исключительные возможности;
— в попытках преодоления переживаемого кризиса лидеру постоянно сопутствует успех, что подтверждает и его необыкновенные дарования и правомерность предлагаемого им видения будущего.

Если мы рассмотрим лидерство в масштабах межличностного взаимодействия в организации, то для нас важно выявить, какие «выдающиеся» качества позволяют человеку быть вдохновителем других.

Среди учёных нет единого мнения по поводу личных способностей и умений харизматического лидера. Так, по мнению А. Нахванди, такому лидеру присущи:
— высокий уровень уверенности в себе;
— сильнейшая убеждённость в правильности своих идей;
— высокий уровень энергии и энтузиазма;
— высокий уровень экспрессивности, внешняя выразительность;
— блестящие коммуникационные и ораторские навыки;
— активное моделирование роли и формирование имиджа.

Согласно Е.В. Сидоренко, к качествам харизматического лидера можно отнести:
— психосексуальную привлекательность;
— маргинальность, или внутреннюю противоречивость личности;
— умение создать вокруг себя уникальное психологическое поле.

Психосексуальная привлекательность – это биологически обусловленная составляющая лидерства, связанная с эволюционной потребностью продолжения рода. Притягивает тот или та, чьи внешние данные или другие характеристики обещают эффективное продолжение рода. Маргинальность, или внутренняя противоречивость, притягивает как загадка, потому что она пробуждает исследовательский рефлекс.

К числу внутриличностных противоречий можно отнести сочетание в человеке таких противоположных качеств, как креативность и занудство, легкомыслие и расчётливость, скромность и величие. Способность к созданию вокруг себя уникального психологического поля – это способность к внушению, заражению и формированию импульса к подражанию. Для этого используются все три вида психологических средств: вербальные (речь), невербальные (жесты, мимика, пантомимика) и паралингвистические (громкость речи, паузы).

Харизматические лидеры чаще всего весьма красноречивы и экспрессивны, что позволяет им передавать как содержание их идей, так и волнение по поводу этих идей. Они умеют внушить людям безоговорочную веру в свои возможности. Таким лидерам, как правило, приписываются постоянные победы, даже их явные провалы истолковываются как достижения (например, в постыдном бегстве харизматического лидера последователи видят «мудрое заманивание врага в глубь территории», в его абсурдных заявлениях – «непостижимую человеческим разумом мудрость»).

Согласно ситуационной теории лидерства лидера рождает ситуация: чтобы стать лидером, претенденту надо превосходить других только в одном качестве, но именно это качество востребовано в данной ситуации. Так, экстремальная ситуация требует умения быстро принимать решения и проводить их в жизнь, и лидером в ней, как правило, становится самый решительный и уверенный в себе член группы. Если же человеку удалось хорошо исполнить роль лидера в конкретной ситуации, то это увеличивает его шансы занять лидерскую позицию и в других ситуациях. Постепенно группа обретает уверенность в том, что человек, проявивший себя как эффективный лидер, обладает универсальными лидерскими качествами. Так формируется лидерская харизма, и прежний ситуационный лидер превращается в харизматического.

Согласно системной теории лидерство конкретного члена группы является продуктом группового взаимодействия. Это значит, что лидером становится тот, кого согласно видеть в этой роли большинство участников группы. Системная теория объясняет, почему ничем не примечательные, а порой и просто недалёкие люди достигают высоких постов.

Такая согласительная стратегия предполагает возможность парадоксальной ситуации. Допустим у нас два претендента на роль лидера в группе из семи человек – А и Б. А пользуется горячей поддержкой трёх членов группы, в то время как оставшиеся двое – резко против него. Если выразить эту ситуацию в цифровой форме, то получим:+5+5+5-4-4-4. Скорее всего А – яркая личность, человек, который имеет собственное мнение. Б – менее яркая личность, и поэтому все участники голосования относятся к нему почти нейтрально:+2+2+2+2+2. В результате ничем не проявивший себя Б набирает 10 баллов и становится признанным лидером, в то время как А набирает всего 7 баллов и остаётся аутсайдером.

Концепция ценностного обмена предполагает, что лидером становится тот, кто наиболее полно воплощает собой ценности группы. Например, если группа занимается научной деятельностью, то шансы стать лидером имеет наиболее эрудированный, а если перед нами группа рэкетиров, то лидером, несомненно, будет самый беспринципный.

«Что касается лидера, то он не является одним из членов коллектива. Если это настоящий лидер, а не просто «вожак» – как в стаде овец баран с колокольчиком на шее, за которым идут остальные животные, – он никогда им не станет. Лидер всегда остаётся немного в стороне. Он должен смотреть поверх голов и видеть дальше. Он «выше ростом» – в том смысле, что видит дальше других. Очень часто лидер видит так далеко, что никто не признает его. Это пророки, которых не могут понять маленькие люди. И только при совпадении предвидения с подходящим моментом слова лидера становятся понятны остальным», – писал Д. Стинтон.

Как развивать лидерство в организации?

Лидерство – это важная часть управления. Его значение растёт по мере того, как на производстве усиливается роль «человеческого фактора».

Забота о развитии лидерства в организации начинается с отбора кандидатов на вакантные места. Важно отбирать тех, кто обладает лидерским потенциалом. Процедуры отбора должны включать в себя возможность выявления у молодого человека потенциальных способностей воодушевлять группу на выполнение общей задачи, формировать и сохранять коллектив, а также удовлетворять индивидуальные потребности людей. Для этого необходимо оценить личностные качества, способности и интересы с точки зрения рабочей ситуации, т.е. характера задачи и условий, в которых эта задача должна быть решена. Между тем, во многих организациях стремятся отбирать на вакантные должности людей, которые способны работать в команде, соответствуют предъявляемым профессией требованиям и не склонны «раскачивать лодку». В результате такого подхода отсеиваются творческие личности, многие из которых, являясь по натуре нонконформистами, очень неудобны для руководителя, поскольку могут его «подвинуть» или, по меньшей мере, «уронить его авторитет».

При отборе потенциальных лидеров руководителю необходимо подумать о том, с какими изменениями придётся столкнуться организации через несколько лет и каким вызовам противостоять. Нужно представить себе, какой тип лидерства потребуется в свете предстоящих перемен.
Классик менеджмента Дж. Адаир считает, что несправедливо и даже безнравственно ставить человека на руководящую должность, не обучив его необходимым для лидера навыкам. Это несправедливо по отношению к человеку, но ещё более несправедливо по отношению к его будущим подчинённым.

Обучение лидерству следует рассматривать как процесс, проходящий на различных стадиях карьеры работника. Основы должны быть заложены до того, как человек начнёт претендовать на руководящую должность – в школе, в семье, в университете. Обучение в форме курсов повышения квалификации должно проводиться непосредственно перед или после назначения на руководящий пост (за шесть месяцев до назначения или спустя такое же время после него). Каждый из этих вариантов имеет свои преимущества. Если сотрудник проходит обучение перед его повышением, то он получает общее представление о своих функциях, при этом снижается вероятность серьёзных ошибок.

Если же работник проходит обучение после назначения, то он уже имеет практический опыт лидерства, при этом трудности, с которыми он уже столкнулся, создают дополнительную мотивацию к обучению. До начала обучения и после его окончания работник должен пройти инструктаж и собеседование у своего непосредственного начальника. Перед прохождением курсов необходимо в личной беседе объяснить сотруднику, почему компания считает необходимым тратить свои деньги на его обучение.

Американское исследование, проведённое среди 200 руководителей высшего звена, показало, что средний возраст перехода на руководящую должность составляет 32 года, а пик их карьеры приходится на 41 год. На пути к успеху эти руководители сменили в среднем восемь должностей в трёх различных организациях.
Немногие руководители склонны «растить конкурентов». Между тем, наиболее дальновидные из них становятся наставниками для молодых амбициозных сотрудников. Ведь один из признаков настоящего руководителя – способность воспитать лидерство у подчинённых.

Менеджер не должен ограничиваться тем, что пошлёт такого сотрудника на курсы. Он должен стараться обучить претендента лидерству «на рабочем месте». Такой подход предполагает использование функции оценки: выявление сильных и слабых сторон работника, поощрение, совет и выслушивание.

Управляющий одной из американских компаний признался, что недавно перевёл своего финансового директора на должность руководителя отдела маркетинга и доставки. «Скоро он будет претендовать на мой пост, – добавил управляющий. – У него есть для этого все данные, но не хватает общего опыта работы в бизнесе. Он понимает это, и мы согласились, что новое назначение будет способствовать его карьере».

Развитию лидерства может препятствовать плохая организационная структура. Если она устаревает, перенасыщается руководителями высшего уровня, теряет гибкость и функциональность, то лидер встречается со значительными препятствиями в своём развитии.
Важным фактором развития лидерства является общее настроение, преобладающая атмосфера в организации. Образно говоря, организация напоминает оранжерею, в которой формируют климат люди, в ней работающие.

Дж. Адаир выделяет главные элементы атмосферы внутри организации, которые способствуют развитию лидерства на всех её уровнях.
Децентрализация означает, что полномочия и власть постоянно смещаются от центра на периферию; один из её признаков – высокая степень делегирования полномочий, когда ответственность распространяется на всех.

Терпимость к ошибкам. Нужно иметь в виду, что без ошибок нет движения вперёд. Необходима политика доверия к людям и уверенности в их силах, подкреплённая обучением.

Дальновидность. Несмотря на прошлые достижения, достойная организация нацелена в будущее и направляемая целями и задачами.
Совместная работа. Упор делается на совместную работу и принадлежность к единой команде. Коллектив предполагает наличие лидера. Таким образом, сама обстановка способствует его появлению.
Большее равенство. Там, где большая часть внешних признаков статуса последовательно устраняется, люди чувствуют себя равными в смысле ценности для организации. В этом случае ещё большее значение приобретает лидерство.

И руководство, и потенциальный лидер должны быть честны в своих взаимоотношениях. Так, организация должна совершенно определённо сообщить работнику, на какую ступень служебной лестницы он скорее всего поднимется, а молодые люди должны реально оценивать свои способности и обладать высокой внутренней мотивацией к обучению.
Оцените свою мотивацию к развитию лидерства. Что она, по вашему мнению, напоминает: бушующий огонь, тёплое пламя, тлеющие угли, погасший огонь? Можете ли вы представить себя в должности высшего руководителя?

Можно предложить следующие рекомендации, которые позволяют организации максимально развивать лидерский потенциал своих сотрудников:
— сформулировать политику развития лидерства на уровне совета директоров;
— в процедурах подбора кадров приоритет отдавать выявлению лидерского потенциала;
— обучать лидеров на специально разработанных курсах;
— планировать карьеру работников, обеспечивая им необходимый опыт;
— превратить всех линейных менеджеров в преподавателей лидерства «без отрыва от производства»;
— создавать такую структуру организации, которая поощряет проявление лидерства;
— поддерживать климат или дух организации, благоприятный для лидерства;
— обеспечить позитивное отношение к развитию лидерства со стороны эшелона высших руководителей.

Summary
Лидерство: те, кто указывает путь
Article Name
Лидерство: те, кто указывает путь
Description
Лидерство – естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы.
Author
Publisher Name
Кадровая служба
Publisher Logo