возрождение
Эмоциональное благополучие

Кризисы в организации

Ирина Андреева

КРИЗИС В ЭПОХУ КРИЗИСОВ

Когда на дерево падает тяжесть,

то  твёрдые и упрямые ветки ломаются сразу.

Выживают самые гибкие.

Принимая удар, они сначала подчиняются ему и прогибаются,

но затем, сбросив тяжесть, распрямляются с такой силой,

какую им пришлось выдержать.

Будда 

Согласно словарю Ожегова кризис – это «резкий, крутой перелом в чём-либо», «обусловленное противоречиями в развитии общества расстройство экономической жизни», «затруднительное, тяжёлое положение». В соответствии с этим мы привыкли связывать кризис с трудностями, неразрешимыми проблемами и неопределённостью. Однако для того чтобы повысить устойчивость предприятия к кризисным явлениям, руководителю нужно понять и принять тот факт, что кризисы являются не случайным и периодически явлением, это обычное явление в жизни организации.

К признакам назревающего в организации кризиса относят следующие:

  • наблюдаются проблемы с постановкой и достижением целей организации;
  • менеджмент организации испытывает трудности с контролем исполнения;
  • страдает качество работы;
  • начинают уходить клиенты, жалуясь на недостаточное качество обслуживания;
  • компания испытывает трудности с подбором персонала, теряет имидж привлекательного работодателя.

Даже без глубокого анализа ситуации сотрудники интуитивно ощущают наличие кризисных явлений: «Что-то у нас не так, не знаю, что именно, но что-то не в порядке...»

Кризисы могут касаться любого аспекта или фактора жизнедеятельности организации:

  • задач существования организации;
  • технологии работы;
  • управленческих процессов и структур;
  • организационной культуры;
  • персонала компании.

Спровоцировать открытый кризис в компании может множество факторов. Организация — открытая система, которая очень быстро и интенсивно реагирует на изменения внешней среды. Если причин кризисов в организациях много, то видимо и сами кризисы весьма разнообразны?

Виды кризисов в организации 

Л.А. Пергаменщик и А.А. Трусь предлагают разделить кризисы в организации на группы по трём основаниям: расположение источника кризиса, направленность воздействия кризиса и особенности его возникновения.

 По расположению источника кризисы делятся на внешние, внутренние и смешанные. Внутренние источники кризиса – это, прежде всего, собственные сотрудники предприятия – те, которых руководитель в силу своей большой загруженности или управленческих особенностей не замечает, не придаёт им значения.

«Нашей компании исполнилось пять лет. Генеральный директор на торжественном собрании коллектива сказал много тёплых и добрых слов в адрес всех структурных подразделений.  Мы, сотрудницы бухгалтерии, с нетерпением ждали высокой оценки своей работы. И это не удивительно: наше подразделение всегда было у руководителя на хорошем счету: в оперативной управленческой деятельности, на текущих планёрках, подведении итогов и других групповых мероприятиях он всегда ставил бухгалтерию в пример другим организационным подразделениям. Однако на торжественном собрании генеральный директор ни словом не упомянул о нашей работе. Как же нам было обидно! Кроме того, прошёл слух о том, что заведующую бухгалтерией, которую мы все очень уважаем, собираются отправить на пенсию.

На следующий день сотрудницы бухгалтерии организовали забастовку. Директор попытался оправдаться, мол, «что вы лучшие, я всегда это отмечаю, и все сотрудники предприятия об этом знают», но у нас работают в основном женщины, и, пытаясь нормализовать ситуацию, генеральный директор потратил половину рабочего дня на выслушивание обид и претензий со стороны наших эмоциональных сотрудниц».

Этот пример подтверждает, что в работе с людьми мелочей быть не может. Симпатии и антипатии, борьба за территорию, слухи, сплетни, эмоциональное заражение – всё это присутствует там, где работают два и более человек. Эти групповые процессы и явления организационной жизни руководитель должен уметь контролировать, не позволяя им перерасти в саботаж, игнорирование распоряжений, забастовку и другие кризисные проявления. Для этого он должен обладать максимально полной информацией о том, что происходит у него в организации, чтобы, уловив малейшие негативные изменения, проанализировать возникшую ситуацию и принять соответствующее управленческое решение.

К внешним источникам кризисов в организации относится всё, что находится за её пределами: потребители деятельности организации, деловые партнёры, «факторы неопределённости», органы власти, конкуренты и многое другое – то, что имеет или потенциально может иметь отношение к деятельности организации. По мнению М.А. Иванова и Д.М. Шустермана, «каждая организация живёт и развивается в определенной среде. Среда всегда больше любой организации и сильнее её. Резкие изменения среды могут привести к гибели организации. Управлять средой конкретная организация не может. Остаётся стремиться к тому, чтобы хотя бы уметь ладить с отдельными объектами среды». Умение видеть во внешней угрозе возможные перспективы, разглядеть в кризисной ситуации, навязанной извне, возможности для роста и развития предприятия, говорит о профессионализме руководителя. Находясь в одинаковых условиях, различные предприятия добиваются различных результатов – от стагнации и гибели до роста и процветания. И «виновником» как неудач, так и достижений организации является, в первую очередь, руководитель.

Чаще всего встречается смешанный кризис, когда неблагоприятное внешнее воздействие усиливается спонтанными или организованными действиями сотрудников, создавая сложную организационно-управленческую ситуацию.

По направленности воздействия кризисы бывают непосредственными и косвенными. Так, кризис, связанный с введением налогового документа, который серьёзно меняет работу организации, является внешним и косвенным, а действия конкурентов, направленные против этой организации, являются внешними и непосредственными.

По особенностям возникновения кризисы в организации подразделяются на нормативные и событийные. Причиной событийных кризисов являются различные события, происходящие как внутри организации, так и вне её. Нормативные связаны с ростом и развитием предприятия. Как и человек, любая организация в своём развитии проходит ряд этапов. На определённых этапах её развития она переживает возрастные кризисы.

На первом году своего существования организация представляет собой модель семейного типа, поскольку она начинается с родственников, друзей и знакомых. Ключевую роль на первом этапе существования организации играет фактор надёжности, поэтому первостепенным при наборе персонала является понятие «свои». Особенностью мотивации на этом этапе является интерес к самому процессу работы, который увлекает, обещая большие перспективы.

Всё это порождает ряд организационно-управленческих проблем. Все занимаются всем, нечётко разделены полномочия. Отсутствует чёткий план работы, ослаблен контроль над ней. На предприятии не развита система мотивации.

Для преодоления кризиса первого года руководитель должен регулярно анализировать рыночную ситуацию, с тем, чтобы найти ответы на вопросы: Кто наши клиенты? Кто покупает (будет покупать) наш товар или услуги? Кто наши конкуренты? Почему клиенты будут покупать у нас, а не у них? Насколько велик рынок? Каковы тенденции его изменения? Какую цену готовы заплатить клиенты за нашу продукцию? На каком уровне мы собираемся работать, каковы размеры нашей организации в будущем?

Необходим переход от семейной модели к иерархической, от артельного управления к единоначалию, к чёткому разделению «зон ответственности» между сотрудниками. На этом этапе руководитель должен всё активнее делегировать полномочия, причём характер делегирования изменяется: по мнению Д.В. Степанова, «если раньше руководитель делегировал полномочия на произведение отдельных действий, ограниченных во времени…то теперь он делегирует права на осуществление деятельности, не имеющей временных ограничений».

В период от одного года до трёх лет закладывается фундамент организации. Главная задача руководителя на данном этапе развития организации – её выживание и закрепление на рынке.

На этом этапе организация испытывает трудности в поиске и закреплении за собой рыночной ниши. Постоянно не хватает оборотных средств – финансовые ресурсы как «приходят», так и уходят. Организация теряет часть своих клиентов. Руководитель начинает делить свою организацию, создавая новые направления. Не до конца решён вопрос с полифункциональностью сотрудников: при наличии формального разграничения полномочий за одну и ту же функцию по-прежнему отвечают несколько человек. В коллективе начинаются интриги, подсиживание, наблюдается ревность старого персонала к новичкам, некоторые сотрудники начинают считать себя «незаменимыми».

Для того чтобы выйти из кризиса, руководитель должен заняться стратегическим планированием, провести аудит персонала на предмет соответствия занимаемым должностям. На этом этапе необходимо создать службу персонала, внедрить систему профессионального психологического отбора сотрудников, сместив при этом акценты с «доверия» на «профессионализм». В качестве неотложных задач можно назвать  внедрение процедур сбора и систематизации информации о рынке, внедрение в организации системы документооборота, управление движением денежных средств и введение управленческого учёта. Следует стандартизировать клиентскую базу, внедрить процедуры управления ею.

Кризис пяти лет связан со следующими проблемами. Руководитель всё ещё старается многие вопросы решать сам. Организация развивается неравномерно, происходит стихийное размножение отделов и увеличение персонала, например, могут разрастаться сервисные подразделения. У ветеранов возникает чувство «недооценённости» их вклада в дело организации. Излишняя бюрократизация приводит к тому, что управленческие решения запаздывают относительно к требованиям рынка. Происходит снижение инициативы сотрудников: «Если они думают, что нам платят, пусть думают, что мы работаем».

На этом этапе руководитель должен заняться поиском и наймом профессиональных управленцев – менеджеров, которым он делегирует полномочия при переходе к профессиональному менеджменту. Необходимо наладить перспективное бизнес-планирование: организация не может стоять на месте, её ключевым сотрудникам важно знать, «куда и зачем мы идём». Анализ деятельности конкурентов на этом этапе подразумевает не только сбор информации о конкурентах, но и предвидение их намерений, сопоставление их возможностей с возможностями собственной компании и наличными ресурсами.

После восьми лет существования организации отмечается всеобщая успокоенность персонала, их усталость и расслабленность. Происходит постепенная потеря конкурентных преимуществ.

Какие действия в этой ситуации следует предпринять руководителю? Заняться формирование кадрового резерва и постепенной сменой старой управленческой команды. Создать систему обучения персонала, проводить внутреннее обучение новых сотрудников («Курс молодого бойца»), специалистов, внешнее обучение руководителей среднего звена (тренинги, семинары, курсы, длительные программы) и топ-менеджеров (программы МБА, участие в работе профессиональных клубов).

Если руководитель понимает природу нормативных кризисов, знает их симптомы и способен принимать упреждающие управленческие решения, то это позволит ему эффективно провести организацию через её возрастные рубежи и стимулировать её к дальнейшему развитию. Но как воспримут изменения рядовые сотрудники?

Персонал в период организационного кризиса

Последствия кризисных явлений в организации во многом зависят от психологических и профессиональных характеристик её сотрудников. Т. Ю. Базаров приводит следующую типологию кризисных ситуаций в зависимости от отношения персонала к изменениям и наличия у него необходимой инструментальной оснащённости (профессиональных навыков).

Ситуация 1: работники организации не хотят работать в новых условиях, но оснащены инструментально. Характерна для наукоемких производств. Осложняется тем, что именно в узкоспециализированных, но выполняющих очень сложную деятельность организациях, как правило, складываются сплоченные коллективы, не ориентированные на изменения. Высоко оценивая свой профессионализм, сотрудники обычно не замечают того, что в данной рыночной ситуации их продукция оказывается ненужной.

Задача руководителя в подобной ситуации, состоит в том, чтобы повысить уровень мотивации работников на изменения и поиск новых сфер деятельности. Для этого он может попытаться спровоцировать смену ценностных ориентаций сотрудников с помощью конфликтов.

Ситуация 2: работники организации не хотят работать в новых условиях и недостаточно оснащены инструментально. Персонал организации уверен, что все причины их сложного положения связаны с внешними факторами, на которые практически невозможно повлиять. Оценка собственных ресурсов (кроме финансовых и материально-технических) чаще всего неадекватно завышена. Как правило, на подобном предприятии кризисная ситуация воспринимается как требующая борьбы с агрессивной средой за оставшиеся ресурсы. Такая организация не склонна ориентироваться на клиента и любое изменение собственного поведения воспринимает как отступничество. Сотрудники пытаются манипулировать руководителем, для того чтобы включить его в их собственную игру, заручиться поддержкой в борьбе с агрессивным окружением (сначала внешним, а потом и внутренним).

Самый простой выход из кризиса для такой организации состоит в полном обеспечении ее ресурсами для реализации привычной деятельности, хотя в условиях рынка это трудновыполнимо. Задача руководителя в данной ситуации — противостоять манипуляциям со стороны персонала и постепенно вводить в качестве организационной нормы конкурентные отношения между исполнителями.

Ситуация 3: работники организации хотят работать в новых условиях, но недостаточно оснащены инструментально. Для работников подобного предприятия, как правило, наиболее важен вопрос уровня профессиональной (специальной) компетентности руководителя: ему будут готовы подчиняться только в том случае, если он сам способен работать по-новому. Для руководителя подобная ситуация может стать очень благоприятной, если он сумеет организовать процесс профессионального обучения непосредственно на рабочем месте, если он сам и сформированная им управленческая команда смогут работать в режиме инструктирования и постоянного обучения.

Ситуация 4: работники организации хотят работать в новых условиях и оснащены необходимым инструментарием

Почему же такая организация оказалась в кризисной ситуации? Возможно, потому, что кризис может быть вызван не только внутренними, но и внешними (как макро-, так и микроэкономическими) причинами.

Организацию с подобной кадровой ситуацией отличают высокая степень готовности к изменениям, самоорганизованность. Для нее очень важно умение руководителя четко обрисовать образ будущего и определить приемлемые для персонала цели и ценности.

Какова бы ни была природа кризиса в организации, и на какой бы стадии развития ни находилась компания, прежде чем принимать необходимые меры, нужно оценить её внутренние ресурсы: профессионализм сотрудников и их готовность к изменениям. Но что если сами сотрудники находятся в «критическом» возрасте?

Возрастные и личностные кризисы сотрудников организации

По мнению участника одного из форумов в Интернете, хуже экономического кризиса может быть только кризис личностный. Если экономический кризис может, как снег, свалиться на голову, а может обойти стороной, то возрастные кризисы, хотим мы этого или нет, возникают в нашей жизни с предсказуемой периодичностью.

Кризис 30 лет обусловлен тем, что представления о жизни, сложившиеся между 20 и 30 годами, оказываются не совсем верными. Оглядываясь на пройденный путь, человек видит, как несовершенна его личность, как мало сделано, как много времени и сил потрачено напрасно. То, что ещё вчера казалось жизненно важным и чему отдавалось много усилий, кажется мелочным по сравнению с тем, что хотелось бы сделать. Человек вынужден заняться переоценкой ценностей и найти своё место в новых обстоятельствах жизни, соразмеряя при этом масштаб своей личности с новыми перспективами и ограничениями, которые он увидел только теперь.

Кризис 40 лет связан как с физиологическими, так и с психологическими преобразованиями. С возрастом прибывает мастерство, возникают интересные замыслы, но столь же стремительно убывают силы, ухудшается здоровье. Человек начинает ощущать расхождение между мечтами, жизненными планами и ходом их реализации.

Поднимаясь на высшую точку траектории своего полета (к зрелости, или «акме»), человек во многом исчерпал «энергетические» силы, которые вывели его на орбиту. Подобно ступеням ракетоносителя, отработали свою часть общего дела детство, отрочество и молодость. «Спутник» выведен на орбиту, однако потраченная энергия невосполнима, и дальше он может двигаться только по инерции, используя полученное ускорение. У «спутника» остались ресурсы лишь для маневрирования в космическом пространстве.

Кризис середины жизни характеризуется критической оценкой и переоценкой человеком 40-45 лет своих достижений. В результате изменяются представления о себе, перестраиваются межличностные и семейные отношения, профессиональная область, корректируется сложившаяся система ценностей. Человек вносит в свою жизнь кардинальные изменения: он наконец решается на перемену профессии и образа жизни, поиск нового партнёра, развод. Стремление сохранить молодость способствует отказу от вредных привычек, занятиям спортом.

По мнению К. Юнга, данный возраст является поворотным в жизни человеческой души: направленность на освоение внешнего мира, характерная для первой половины жизни, сменяется теперь внутренней направленностью. Человек должен освоить свой внутренний мир, свою глубинную сущность, самость. У него должны появиться надличностные цели – те, которые выходят за пределы желаний личного благополучия. «Зрелость защитит нас от рабского повиновения установкам общества и от пустой траты времени, когда мы ищем одобрения других, соглашаясь играть по их правилам. В том случае, если мы действуем именно так, то нам придется меньше защищаться от нашего окружения»,– отмечает автор книги «Возрастные кризисы» Г. Шихи. – В конце концов, мы сможем прокричать: «Никто не вправе мне диктовать, что хорошо, а что плохо. … Я сам себе защита. Поэтому это мой и только мой путь в жизни».

Выдержать напряжение этой переориентации достаточно сложно. Нервные срывы, депрессии, ощущения утраты жизни возможны, когда зрелые люди «пытаются перенести психологические фазы молодости через порог зрелого возраста».

Личностный кризис сорока лет осложняется «кризисом идентичности». Кризис идентичности – это нетождественность человека самому себе, неспособность его определить, кто он такой, каковы его цели и жизненные перспективы, кем он является в глазах окружающих, какое место занимает в определённой социальной группе. Он проявляется в потере чувства нового, в ощущении отставания от жизни, в понижении уровня профессионализма. Этот кризис разрешается через передачу жизненного опыта, поиск учеников, продолжателей своего дела.

Сорокалетних называют поколением руководителей. Даже если человек и не достиг вершин организационной иерархии, он стремится к этому. «Независимо от сферы деятельности, менеджер среднего звена не может больше ждать, когда освободится место в руководстве... Мыслящий человек, он устал уже приспосабливаться к другим и может начать борьбу за создание собственного капитала, организовав свое дело... В этот период мужчине уже мало быть перспективным работником, он хочет, чтобы его признали и уважали», – пишет Г. Шихи.

Середина жизни – это время, когда люди критически анализируют и оценивают свою жизнь. Они могут быть удовлетворены собой (достигли пика своих возможностей) или испытывать чувства недовольства и разочарования, которые подталкивают к изменениям.

Середина жизни – переходный период, связанный с переопределением целей. Подобная переориентация предполагает сравнение себя с людьми, которые ставят перед собой аналогичные цели и добиваются схожих результатов. Чем лучше психическое здоровье человека, тем реже он сравнивает себя с людьми, которые заставляют его почувствовать себя неполноценным. Кризис середины жизни грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и старается не замечать перемен, происходящих в его организме и жизни.

Сорокалетье – странная пора,

Когда ещё ты молод и не молод.

И старики понять тебя не могут,

И юность, чтоб понять, не так мудра.

Сорокалетье – страшная пора,

Когда измотан с жизнью в поединке

И на ладони две-три золотинки,

А вырытой пустой земли – гора

(Е. Евтушенко)

Кризис 50 – 55 лет – удел тех, кто готовится к выходу на пенсию. Ухудшение здоровья настраивает человека на лад «философского осмысления» жизни. Происходит переоценка своего жизненного пути с позиции накопленного опыта. Личность впервые испытывает состояние остановки, завершенности. Жизнь предстаёт перед ней в форме законченного образа, который подлежит созерцанию. И созерцая себя как продукт прожитой жизни, как результат своих усилий, человек осмысливает пройденный путь.

Прощание с профессиональной деятельностью особенно тяжело переживается теми, кто не имел иного увлечения помимо работы. Выйдя на пенсию, они не знают, чем теперь себя занять, как быть полезными другим, и нередко впадают в депрессию.

Прощай, дружище кабинет!

С тобой знакомы столько лет.

Прощай, трудяга, старый стол,

Мой верный жизненный престол. 

Я здесь сидел. И это быль.

Сейчас осталась только пыль.

Ее, конечно, уберут.

Меня из памяти сотрут. 

Но здесь безмолвно, не дыша,

Живет в тиши моя душа

 ( В. Куц)

Кроме возрастных, в жизни человека могут возникать личностные кризисы, связанные с изменениями в семейном или материальном положении, с потерей близких. Их появление сложно предусмотреть заранее, но к ним нужно быть готовым.

Любой возрастной или личностный кризис – это период переломного развития, весьма остро ощущаемый человеком. Существует вероятность того, что экономический и личностный или возрастной кризис совместились во времени у одного и того же человека – руководителя или рядового сотрудника. Как в этой ситуации «остаться в живых»?

Выжить в период кризиса… 

Люди, чью житейскую лодку раскачивает кризис, интуитивно пытаются найти выход из этой болезненной ситуации. Участники форумов в Интернете обмениваются друг с другом рекомендациями, подобными приведённым ниже. «Главная концепция – загнать себя в еще более тяжелое эмоциональное состояние, чем это есть на текущий момент. Достигают этого многочасовым прослушиванием песен Высоцкого. Погрузившись таким образом в глубокий депресняк, и уже с этой ступени взглянув на свою жизнь, приходят к выводу: «А жизнь-то у меня еще ничего!». – «Лично мне нравится больше лечиться позитивом. Лучше по весеннему солнышку прогуляться!». «Держитесь. В мире все проще, чем кажется. И все будет хорошо».

Что по этому поводу советуют психологи?

Прежде всего, необходимо оценить реальное состояние дел, а не то, что находится в отдельно взятой чьей-то голове или в телевизоре. Всегда полезно остановиться и подумать: «А так ли уж страшно то, что происходит в данный момент?», прежде чем предпринимать какие-либо действия.

Как уже говорилось, после наступления кризиса дела могут пойти как в лучшую сторону, так и в худшую. Все зависит от того, насколько вы были к нему готовы или насколько быстро смогли адаптироваться.  Представьте себя на отрезке своей жизненной прямой остановившимся в какой-либо конкретной точке. Вы можете рассмотреть, где именно находитесь, что находится впереди, а что – позади. Возможно, именно в этот момент появится возможность двигаться не только вперед-назад, но обнаружатся и другие направления, вполне пригодные для передвижения. По мнению К.Кастанеды, все мы имеем «кубический сантиметр шанса», который время от времени выскакивает перед нашими глазами. Важно вовремя заметить его появление и обладать необходимой скоростью и гибкостью, чтобы не упустить его.

Попытайтесь оценить ситуацию спокойно, взглянув на неё как бы стороны. Для этого можно представить себя зрителем, перед глазами которого разворачивается увлекательная пьеса его жизни. Можно вообразить, что в подобной ситуации оказался ваш друг и попросил совета. Для принятия решения в трудную минуту необходима подобная отрешённость от эмоций.

Теперь нужно понять, что именно представляет опасность, какая область жизни находится под угрозой или в критической точке. Иногда такая ситуация очевидна, например: болезнь, потеря работы, смерть близкого человека.

Поставьте пред собой реальную цель, которая будет способствовать улучшению вашего положения. Примеры подобных целей: найти работу (не поиск работы, а именно «найти работу»), поступить в институт, добиться повышения зарплаты, жениться… все, что угодно, если это вам поможет. Лучше иметь несколько взаимозаменяемых целей, тогда при неудаче в одной области вы сможете утешить себя успехом в другой.

Определите главный мотив – причину вашего поведения. Как сказал юморист, мотивы наших поступков делятся на 1) очень хорошие и 2) истинные. Чтобы определить истинный мотив, прислушайтесь к себе: для чего это нужно именно вам (а не жене, мужу или родителям)? Возможно, лично вам нужно что-то другое? Например, главным мотивом устройства на работу может быть поиск средств к существованию (тогда ищем работу хорошо оплачиваемую) или возможность реализовать свой потенциал (ищем работу, в первую очередь, творческую, интересную). А может быть, если честно, вам нравится лежать на диване и выслушивать соболезнования близких по поводу того, что вас сократили?

Найдите верную стратегию. Кем именно вы собираетесь работать? Что вы должны уметь делать, как вы при этом будете выглядеть, как вас будут воспринимать окружающие (в том числе и потенциальные работодатели), на какой уровень обеспечения вы рассчитываете, какую работу согласны выполнять, чем готовы пожертвовать (временем, здоровьем, деньгами) для достижения цели?

Далее составьте детальный план действий. Помните, что из любой ситуации есть как минимум два выхода: остаться на том же месте и ничего не предпринимать или активно действовать. При этом любая длительная остановка равносильна движению вниз.

Составьте список дел, которые придется выполнить для достижения цели. Например, зарегистрироваться на бирже труда, обзвонить бывших сотрудников, одноклассников и друзей и рассказать о поиске работы; пойти на курсы повышения квалификации или переобучения; разослать резюме в фирмы, работающие по вашему профилю и смежные с ним, дать объявление в газеты, зарегистрироваться в кадровых агентствах, зайти в Интернет и оставить свои данные в графе «поиск работы».

Действуйте согласно плану. Обязательно выполните все пункты из своего списка дел, даже если считаете их не очень результативными. Не стесняйтесь привлечь к достижению своей цели других людей, воспользоваться их помощью.

Если что-то не получилось сразу и с первой попытки – сделайте еще несколько. Даже Генри Форд разорялся несколько раз, прежде чем стать автомобильным магнатом.

Имейте силу воли взять на себя ответственность – как за победу, так и за поражение. Поражение может произойти по двум причинам: или вы двигались в неправильном направлении, или вы не прошли путь до конца и слишком рано повернули назад. Следует еще раз продумать все действия (как совершенные, так и не совершенные): что произошло в итоге, что могло бы произойти, если бы вы действовали по-другому?

Воспринимайте кризис как паузу, во время которой вы сможете многое переосмыслить, стать более рассудительным и мудрым человеком, пойти по другому пути, понять себя и окружающих. Возможно, вы найдёте наконец время заняться делами, которые постоянно откладывали. А через некоторое время с удивлением можете обнаружить, что именно эти занятия приносят вам реальный доход.

Конечно, давать советы легко, а следовать им гораздо труднее. Одна из участниц Интернет-форума справедливо заметила, что «знание каких-то истин не делает ни счастливым, ни спокойным, пока не перейдет в опыт и/или понимание». Поймите: в первую очередь себя. Поймите ваших близких: тех, кто переживает за вас и, как может, стремится поддержать. И действуйте. Удачи вам. Пусть ваши кризисы раскроют ваши потенциальные возможности и сделают вашу жизнь и вашу личность богаче во всех отношениях.

Summary
Кризисы в организации
Article Name
Кризисы в организации
Description
Кризис – это «резкий, крутой перелом в чём-либо», «обусловленное противоречиями в развитии общества расстройство экономической жизни», «затруднительное, тяжёлое положение».
Author
Publisher Name
Кадровая служба
Publisher Logo