zajigatelnoe vystuplenije
Эмоциональное благополучие

Искусство публичных выступлений

И.Н. Андреева. Стать Демосфеном? Не сложно…

Поэтами рождаются, ораторами становятся.
Цицерон.

Убедить большое число слушателей значительно труднее, чем одного собеседника. Это связано, во-первых, с психологическими различиями между людьми. Так, аргумент, убедительный для одного слушателя, может быть неубедительным для другого. По мнению одного, выступающий – приятный собеседник, ему импонируют его внешний вид, манеры, другого, напротив, всё это раздражает. Во-вторых, трудность убеждения аудитории связана с отсутствием обратной связи: в процессе публичного выступления оратор не получает ответа на свои слова, не видно лиц большинства присутствующих. Кроме того, могут иметь место такие нежелательные явления, как «захлопывания», выкрики, возмущённый шум.

Итак, быть убедительным оратором непросто. Стоит ли вообще стремиться к овладению искусством публичной речи? Начнём с того, что в некоторых профессиях, например, в деятельности руководителя, политика, без этого нельзя достичь успеха. Невозможно сделать карьеру, не умея ясно и чётко выражать свои мысли. Политический деятель Римской империи Цицерон писал: «Есть два искусства, которые могут вознести человека на высшую ступень почёта: одно – это искусство хорошего полководца, другое – искусство хорошего оратора».

Справедливы ли слова Цицерона в наше время? Да, примером тому является стремительное возвышение многих политиков, которым они обязаны в первую очередь умением хорошо выступать перед большой аудиторией. Возможно, их ораторский талант является врождённым? Это не так. Вы, безусловно, слышали о знаменитом древнегреческом ораторе Демосфене. Его выступления вначале не имели успеха. У Демосфена был неясный шепелявый выговор. Для того, чтобы сделать дикцию чёткой, а голос сильным и крепким, он брал в рот камешки и, не выбрасывая их, читал на память отрывки из произведений поэтов. Демосфен упражнялся в произнесении слов, фраз даже во время бега или подъёма на крутую гору. Греки говорили, что речи Демосфена пропитаны маслом ночной лампады, при свете которой он их готовил. Да и сам Демосфен не отрицал того, что его речи не были экспромтами – он их продумывал и разучивал. Стоит согласиться с Цицероном, который считает дар оратора не врождённым, а приобретённым в процессе целенаправленных упражнений.

Чтобы выступление было убедительным, необходимо, чтобы оно отвечало двум условиям:
- уровень профессионализма убеждающего должен быть достаточно высок;
- оратору следует хорошо подготовиться к выступлению.

Подготовка к выступлению

Как долго нужно готовиться? Чем меньшее количество времени отводится на выступление, тем больше времени следует уделять подготовке. Каждая минута выступления требует в среднем 20-25 минут подготовки. Известный государственный деятель заметил: «Если я должен говорить 10 минут, то на подготовку мне требуется неделя; если в моём распоряжении 1 час, то мне нужно два дня; если же время моего выступления не ограничено, я готов начать хоть сейчас».
Оратор должен знать о предмете своей речи в 2-3 раза больше слушателей. По этой причине подготовка к выступлению требует большего времени у новичков, чем у опытных ораторов.

Возникает вопрос: а где взять время? Прислушайтесь к совету Линкольна: «Не пытайтесь сесть и приготовить речь за 30 минут. Нельзя испечь речь по заказу, как пирог. Речь должна вызреть. Обдумывайте её в свободное время, вынашивайте её, не забывайте о ней ни днём, ни ночью. Обсуждайте её с друзьями. Делайте её предметом бесед. Задавайте самому себе всевозможные вопросы на данную тему. Записывайте на клочках бумаги все мысли и примеры, которые приходят вам в голову, и продолжайте искать. Идеи, соображения, примеры будут приходить к вам в самое различное время – когда вы принимаете ванну или едете по делам».

В процессе подготовки речи обратите внимание на следующие существенные моменты.

1. Определение целей речи. Чем конкретнее сформулирована цель, тем больше определённости в последующих шагах.

2. Анализ аудитории и ситуации. На содержание выступления и манеру изложения материала оказывают влияние такие особенности аудитории, как возраст, уровень образования, заинтересованность, уровень интеллекта. Например, для людей молодого возраста больше подходит быстрый темп речи, для старшего поколения – размеренный. Чем выше уровень интеллекта, заинтересованность присутствующих, тем выше требования к логическому изложению. Чем ниже заинтересованность аудитории, тем большее значение имеют интересные факты.
3. Отбор и ограничение предмета речи. На данном этапе важно придерживаться правила: «Не растекаться мыслию по древу». Какова тема вашего выступления? О чём конкретно вы хотите сказать?

4. Сбор материала. Здесь подойдёт правило: «С миру по нитке». Вряд ли вы сможете найти источник, в котором «будёт всё». Нужно быть готовым к кропотливой работе с литературой.

5. Создание плана речи. Рассказывают, что когда одного лоцмана спросили, как он может помнить на протяжении всего длинного пути все изгибы берегов, все мели и рифы, то он ответил: «Мне нет дела до них, я иду по фарватеру». Так и для оратора план должен быть фарватером, основой выступления. Самые интересные, захватывающие выступления – это, прежде всего, результат продуманного плана речи. Планировать можно также возможные вопросы и ответы на них.

6. Подбор слов для речи. Возникает вопрос: писать ли текст для речи? Да, но не для того, чтобы затем прочесть его с листа. На бумаге легче выстроить более убедительную логическую цепочку, выбросить лишнее, увидеть недостающее. Слабые стороны рельефнее всего видны на следующий день.

Каким образом научиться лаконично выражать свои мысли? Перечитайте текст вашего выступления, заранее представив, что вы идёте на приём к нетерпеливому руководителю, который не любит, когда ему что-то долго объясняют. Выбросите слова, без которых можно обойтись. Теперь посмотрите, нельзя ли сказать то же, используя не два предложения, а одно. Так вы создадите более убедительный и более краткий текст.

Альтернативой полному тексту речи является подготовка тезисов. Здесь требуется фиксирование ключевых слов. Их использование нередко сокращает, а главное, улучшает изложение. Можно привести мнение известного судебного оратора П.С. Пороховщикова: «Чем меньше отдельных тезисов, тем лучше. Чтобы построить куб, нужны только три линии, а куб – фигура, совершенная по форме и по содержанию. Чем больше положений, тем легче слушатели могут забыть некоторые из них. Но каждое из них должно быть подтверждено множеством доказательств».

7. Практика произнесения вслух. Очень важно увидеть и услышать себя со стороны. Помочь в этом может магнитная запись или видеозапись. Особенно отчётливо видны недостатки, если прослушивание происходит спустя несколько дней после репетиции. Можно пригласить на одну из заключительных репетиций кого-либо из своих друзей, способных указать на недостатки вашего выступления, манеру держаться и особенно на слова-паразиты.

Репетируют речь потому, что не хотят зачитывать её. Слушатели плохо воспринимают чтение с листа, так как отсутствует живой контакт между оратором и аудиторией, игнорируется эмоциональная сторона восприятия. Лауреат Нобелевской премии физик В. Брег отмечает: «Я считаю, что собрать слушателей, а затем читать им написанный материал – это всё равно, что, пригласив приятеля прогуляться, спросить, не возражает ли он идти пешком, а самому ехать рядом с ним в автомобиле».

Однако без записей не обойтись, если требуется тщательный подбор слов (примером является научный доклад). В этом случае требуется попрактиковаться в чтении, чтобы добиться живости и разнообразия изложения.

Заучивать речь приходится, если нужно быть точным в формулировках, а читать не позволяет ситуация (примером может служить приветствие на торжественном мероприятии, на банкете с деловыми партнёрами, при якобы импровизированном выступлении). В этом случае необходимо зафиксировать в памяти ключевые моменты (этому помогает разметка текста маркерами) и стержневую идею. Стержневая идея задаёт определённую тональность выступлению: мажорную, юмористическую, шутливую, сердитую, мрачную, торжественную, предостерегающую или просительную. Например, доклады на научно-технические темы могут произноситься с сердитой, упрекающей интонацией (подразумевается: «Если вы не сделаете этого, то пожалеете»).

Структура и содержание публичной речи

Речь обычно включает три основные части:

1.Вступление (10-15%).
2. Основная часть (60-65 %).
3. Заключение (20-30 %).

Во вступлении обычно подчёркивается актуальность темы, её значимость для данной аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Главная психологическая задача вступления – настроить слушателей на восприятие выступления. От того насколько удачно выступающий начнёт говорить, удастся ли ему заинтересовать аудиторию, во многом зависит успех публичной речи. О важности хорошего начала речи писал Гораций: «Тот, кто хорошо начал, может считать своё дело выполненным наполовину».

Начать можно с яркой цитаты, необычного предложения; ссылки на известное большинству слушателей литературное произведение, кино- или телепремьеру, с рассказа из собственной жизни, риторического вопроса, занимательного эпизода. Интересен приём парадоксального цитирования.

Например, я предложу вашему вниманию цитаты, а вы определите, к какому времени они относятся:

«Наша молодёжь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков»
«Наш мир достиг критической стадии. Дети уже больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира уже недалёк».
«Эта молодёжь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодёжь былых времён. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

Итак, к какому времени относятся, по вашему мнению, эти высказывания?

Первая цитата – высказывание Сократа (470-399 г. до н.э.), вторая – слова египетского жреца (2000 лет до н.э.), третья – надпись на вавилонском горшке, 3000 лет до н.э. Итак, мы видим, что проблема отцов и детей, столь актуальная в наше время, является вечной.
В начале выступления не следует извиняться («Извините, что не успел подготовиться», «Я не оратор»); использовать шутки, анекдоты, не связанные с темой выступления. Вступление должно быть кратким (одно или два предложения).

В основной части всё должно «вращаться» вокруг стержневой идеи; необходимо рассмотреть её различные аспекты, способствующие лучшему осмыслению.

Возможны следующие методы изложения материала:
- индуктивный (изложение материала от частного к общему; оратор начинает речь с частного случая, а затем подводит слушателей к обобщениям и выводам);
- дедуктивный (изложение материала от общего к частному; выступающий в начале речи выдвигает какие-либо положения, а потом разъясняет их смысл на конкретных примерах и фактах);
- аналогии (сопоставления различных явлений, событий, фактов; обычно параллель проводится с тем, что хорошо известно слушателям);
- концентрический (расположение материала вокруг главной проблемы, поднимаемой оратором);
- ступенчатый (последовательное изложение одного вопроса за другим; рассмотрев какую-либо проблему, оратор уже не возвращается к ней);
- исторический (изложение материала в хронологической последовательности; описание и анализ изменений, которые произошли с течением времени).

Следует тщательно продумать сочетание логических и психологических доводов, воздействующих на аудиторию. Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к их чувствам.
Основная схема убеждения выглядит следующим образом: привлечь внимание (использованием специальных средств, необычностью изложения)  возбудить интерес (показав слушателям путь к удовлетворению их потребностей)  возникновение желания (при условии, что цель достижима)  действие (при наличии подсказки, как реализовать желание).

Заключение – самый стратегически важный элемент, который помнится дольше всего, способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. Здесь имеет смысл повторить стержневую идею и вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением, подводящим итог выступлению. Другие варианты концовки: вызов, вывод, цитата, призыв к действию, краткое резюме высказанных положений. Можно сделать комплимент слушателям, вызвать смех, создать кульминацию.

А.Ф. Кони писал: «Конец речи – разрешение своей речи… конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (и не только в тоне лектора, это обязательно, что дальше говорить нечего». Конец речи должен «закруглить её», то есть связать с началом.

Самопрезентация в процессе публичного выступления

Почему образованный человек зачастую изменяется не в лучшую сторону, как только начинает выступать перед аудиторией: становится невыразительным, теряет нить суждений, беспорядочно жестикулирует? Причины в следующем. Во-первых, изменяется роль: позиция оратора предполагает ответственность за выступление, в любом случае нельзя прервать беседу; во-вторых, отсутствует обратная связь; в-третьих, повышается тревожность. В этой ситуации не многие способны задуматься о том, как их воспринимает аудитория.

Между тем, оратор может и должен активно влиять на собственное восприятие. Лорд Морли заметил: «В речи имеют значение три вещи: кто говорит, как говорит и что говорит. Из этих трёх вещей наименьшее значение имеет третья».

Способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнёра называется самопрезентацией (самоподачей). Самоподача заключается в умении направить восприятие партнёра по определённому пути. Для этого необходимо привлечь внимание к тем или иным особенностям своего внешнего облика или поведения. Иными словами, самоподача состоит в управлении вниманием партнёров по общению. Когда мы говорим о публичном выступлении, важны три вида самопрезентации: привлекательности, превосходства и отношения к аудитории.

Самоподача привлекательности основывается в основном на манере одеваться. При этом, не сама по себе одежда делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена на приведение её в соответствие с нашими внешними данными. Иными словами, важно, чтобы одежда вам «шла», пусть даже она не будет супермодной. Вычурность, неумеренное использование косметики – всё это снижает статус оратора, отвлекает от выступления. Умеренность, сдержанность в одежде, напротив, свидетельствует об эстетическом вкусе, высокой культуре.

Превосходство оратора по отношению к аудитории, его высокий статус демонстрируется также через одежду – её стоимость, силуэт (приближенный к вытянутому прямоугольнику: костюм у мужчин, деловой костюм с длинной юбкой или брюками у женщин) и цвет (чёрный, белый, серый, синий).

Ещё одним объективным признаком превосходства является независимая и уверенная манера поведения. Чем выше профессионализм и социальный статус человека, тем более он сдержан в мимике и жестах. Самый лучший и самый совершенный жест – тот, который не замечают слушатели, увлечённые содержанием речи оратора. В мимике и жестах недопустимы крайности. Скованность, отсутствие жестов или преобладание жестов ниже уровня пояса свидетельствуют о неуверенности в себе, не позволяют установить контакт с аудиторией. Однако и чрезмерная «мимическая виртуозность» вызывает у слушателей чувство иронии или весёлый смех (вспомните весьма экспрессивную жестикуляцию ведущего передачи «Угадай мелодию» В. Пельша)
Не следует расхаживать по аудитории, цепляться за трибуну, шаркать ногами или топтаться возле неё. Лучшей является поза, при которой вес тела равномерно распределён на две ступни, тело слегка наклонено вперед, чтобы обеспечивать свободное дыхание и хорошее звучание голоса.

Язык выступления должен быть лаконичным, выразительным, эмоциональным, доступным, остроумным. Многословие, длинные предложения, неграмотно построенные фразы, ошибки в произношении вызывают сомнения в компетентности выступающего. Статус оратора в глазах аудитории снижают употребляемые им речевые штампы («новая методика взята на вооружение», «на данном этапе», «опережающими темпами»), канцеляризмы («в отчётный период», «зафиксировать число опоздавших»), вульгаризмы («дать на лапу»), жаргонизмы («братан», «завязать»), слова-паразиты («значит», «это самое», «как бы»).

Самоподача отношения к аудитории начинается с первых минут появления оратора. Для установления контакта со слушателями перед началом выступления необходима психологическая пауза (15-20 с). Затем обязательно приветствие. Если аудитория вам знакома, нужно сказать о благоприятных впечатлениях от предыдущей встречи, поблагодарить за проявленный интерес. В дальнейшем выражайте одобрение, говорите комплименты, улыбайтесь.

Близость расположения оратора к аудитории способствует возникновению психологической близости между ними. Люди любят, когда к ним обращаются лично, как к партнёрам. С этой целью необходимо выбрать в аудитории несколько человек (групп) и попеременно поддерживать с ними визуальный контакт. При этом у каждого слушателя создаётся впечатление, что вы обращаетесь лично к нему.

Слушателей отталкивает как неуверенность оратора («Вряд ли я сообщу что-то интересное по этой проблеме…»), так и чрезмерная правота («Я убеждён в этом на 100 %»). Не нужно увлекаться демонстрацией своего превосходства над аудиторией, иначе последняя будет стремиться повысить свою значимость, находя недостатки у лектора. Лучше сказать: «Вы, конечно, знаете…», чем «Вы, конечно, не знаете…». Предпочтителен доверительный тон, без морализаторства и назиданий.

Логика речи и техника дискуссии

Действенность публичного выступления во многом зависит от его логичности и доказательности. Чем доказательнее речь оратора, тем эффективнее восприятие слушателей, тем больше у них уверенности в достоверности услышанной информации. Известно, кто логично мыслит, тот и логически ясно говорит. Поэтому для оратора очень важно продумать логику своего выступления, аргументацию своих выводов и обобщений.

Схема доказательства состоит из трёх элементов.

1. Тезис – это исходное положение, истинность которого стремится доказать оратор. Если истинность тезиса сомнительна для оратора, то вряд ли он будет убедительным для других. Тезис должен быть ясным и чётким, не содержать в себе противоречия.

2. Аргумент – логический довод, истинность которого доказана практикой. Это необходимая часть доказательства. Правило Гомера утверждает следующий порядок аргументации: сильные аргументы, затем средние и в заключение один самый сильный. Слабые аргументы использовать не следует.

Какие аргументы относят к сильным, какие – к слабым? Сильные аргументы не вызывают критику, их невозможно опровергнуть. Это точно установленные факты и суждения, вытекающие из них; законы, уставы, руководящие документы; экспериментально проверенные выводы; заключения экспертов; цитаты из публичных заявлений и книг авторитетных людей; показания очевидцев событий; профессионально обработанная статистическая информация. Слабые аргументы вызывают сомнения. Таковы умозаключения, основанные на отдельных фактах; уловки и суждения, основанные на алогизмах (например, «Вода? Я пил её однажды. Она не утоляет жажды»); ссылки на малоизвестных авторов; доводы личного характера; доводы на основе догадок, предположений, ощущений; выводы из неполных статистических данных.

3. Доказательство по способу рассуждения может быть прямым и косвенным. При опоре на прямой способ доказательства аргументы непосредственно обосновывают истинность тезиса. При косвенном способе доказательства истины необходимо обосновать ложность противоречащего положения («от противного»).

В процессе публичного выступления логическая аргументация может быть развёрнута в трёх вариантах: индуктивно, дедуктивно и в сочетании, т.е. индуктивно и дедуктивно одновременно. При индуктивном характере доказательств оратор опирается на отдельные факты и заранее отобранные примеры, которые должны быть понятны слушателям и подводить их к нужным для выступающего выводам. При дедуктивном характере доказательства необходимо, чтобы исходное теоретическое положение, закон или принцип были общепризнанны или настолько убедительны, чтобы не вызывали сомнений у аудитории. Переход рассуждений от общего положения к частному должен сопровождаться наиболее яркими и запоминающимися примерами. При индуктивно-дедуктивном доказательстве следует одновременно учитывать приведённые выше рекомендации.

Доклад может плавно перейти в дискуссию, поэтому нужно быть готовым реагировать на возражения и отвечать на вопросы.

Если вам возражают:
- пропустите реплику «мимо ушей»,
- задайте встречный вопрос;
- отложите реакцию: «Благодарю Вас за возражение, я вернусь к этому позже»;
- нейтрализуйте выкрики из зала: «Я предполагал, что услышу такое возражение, но думаю, другим слушателям всё же интереснее послушать мой доклад дальше»;
- придерживайтесь тактики «да …но»;
- используйте тактику прерывания: длительная пауза, затем спросите, можно ли продолжать.

Если вы отвечаете на вопросы:
- не торопитесь с ответом, убедитесь, что вы правильно поняли вопрос;
- имейте под рукой справочный материал;
- не показывайте своего раздражения, если вопрос задают вторично;
- не давайте непродуманных, необоснованных и сомнительных ответов.
Иногда слушатели задают «невинные» вопросы, целью которых является ввести выступающего в замешательство и сделать заявление, которое может ему повредить. Можно реагировать на них таким образом: «Извините, но я не уполномочен делать подобных заявлений», «На этот вопрос я ответить сейчас не могу, отвечу в следующий раз».

Приёмы удержания внимания и поддержания интереса

В процессе выступления внимание аудитории подвержено колебаниям его устойчивости. Причины снижения внимания таковы:
1) разрыв между скоростью мышления (400 слов в минуту) и скоростью речи (125 слов в минуту), вследствие чего в процессе слушания появляются посторонние, отвлекающие мысли;
2) ограниченность объёма внимания человека;
3) внешние условия, естественное утомление, качество самого выступления.

Избежать снижения внимания позволяют следующие рекомендации. Выступление должно быть содержательным, доступным, содержать наглядность, побуждать творческие возможности слушателей, быть композиционно и логически организованным (выводы не даются в готовом виде, слушателей к ним подводят); соответствовать теме, времени, месту, аудитории. Факты и идеи должны излагаться в противопоставлении, в сопоставлении всех «за» и «против». Необходимо акцентировать внимание на основных моментах путём повторения, но каждый раз в новой оригинальной форме: «Сначала расскажите публике, что вы собираетесь сказать ей, затем рассказывайте, а потом расскажите, что вы уже рассказали».

К приёмам удержания внимания относят:
- навязывание ритма (быстрее и громче, вдруг – тише и медленнее);
- использование различных видов аргументации, порядок аргументирования;
- вопросы к слушателям;
- использование эффекта «умолчания» (не раскрывать все «карты» сразу).

Поддержанию интереса к выступлению способствуют:
- прямое обращение к аудитории, диалог к ней;
- использование новой, неожиданной информации;
- провокация (несогласие с первоначальной информацией, чтобы подготовить слушателя к конструктивным выводам);
- прогнозирование («стимулирование аппетита»: рисуете мрачную картину будущего, затем показываете, как этого избежать);
- использование юмора, контраста, парадокса;
- создание эффекта присутствия («представьте себе…»);
- негромкая речь.

Итак, публичная речь должна быть скрытой формой диалога, предварительно спланированной и организованной, но окончательно откорректированной и оформленной в начале выступления, проблемной, развёрнутой менее, чем письменная, но более, чем устная; построенной по законам устной речи, простой по конструкции фраз, доходчивой, образной и эмоциональной. Учитывая всё это, стать Демосфеном не сложно… при наличии желания.

Удавшимся считается то публичное выступление, после которого аудитория знает, как использовать полученную информацию. В завершение я приведу слова Паскаля: «…и самая блестящая речь надоедает, если её затянуть».

Summary
Искусство публичных выступлений
Article Name
Искусство публичных выступлений
Description
Дар оратора не врождённый, он приобретется в процессе целенаправленных упражнений.
Author
Publisher Name
Кадровая служба
Publisher Logo