эмоциональный интеллект, Emotional intelligence
Исследования EQ

Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности

Андреева, И. Н. Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности / И. Н. Андреева

// Философия и социальные науки. – 2010. – № 3. – С. 8–12.

В статье анализируются различные подходы к определению места эмоционального интеллекта (ЭИ) в структуре индивидуальности. Рассматривается Система базисных компонентов Дж. Майера, которая включает четыре составляющие: «Энергетическое развитие», «Управление знаниями», «Исполнение действий» и «Сознательная саморегуляция». В рамках этого подхода к структуре индивидуальности эмоциональный интеллект принадлежит к компоненту «Управление знаниями», который содержит информацию из различных областей знания, необходимую для функционирования индивида, а также способности к ее обработке.

Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) был введен в психологию в 90-е гг. XX в. Дж. Майером и П. Сэловеем. Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность умственных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями.

Как сравнительно новое понятие, эмоциональный интеллект нуждается в ясной концептуальной модели, внутри которой будет размещен данный конструкт [1], в определении его места в структуре индивидуальности. Существует ряд подходов к решению данной проблемы: от популистских представлений (например, отождествления эмоционального интеллекта с характером [2]) до научных, в рамках которых эмоциональный интеллект определяется как стандартный вид интеллекта. Рассмотрим наиболее обоснованные из последних.

Эмоциональный интеллект в рамках Системы базисных компонентов Дж. Майера.

А. Ребер определяет индивидуальность как «те арактеристики, которые отличают индивида от всех других» [3, с. 310].

Уточнение Дж. Майера касается содержания данного конструкта: индивидуальность представляет собой организованную развивающуюся систему внутри индивидуума, которая представлена в совместном действии ее подсистем: мотивационной, эмоциональной, когнитивной, планирующей социальное поведение и других [4].

Дж. Майер выделяет три основных подхода к структуре индивидуальности. Первый подход описывает структуру индивидуальности через психологические черты (его примером является «Большая Пятерка»). При таком подходе не показано, как функционирует система в целом. В рамках второго подхода рассматриваются типы индивидуальности. Этот подход находится в стадии развития. Третий подход предполагает полное описание индивидуальности и особенностей ее функционирования. Он выделяет в структуре индивидуальности достаточно обширные подструктуры. Подобные деления могут быть в дальнейшем использованы для организации черт согласно структурным областям, которые они характеризуют. Например, мотивационные черты, такие как потребность в достижении, описывают область мотивации; когнитивные особенности, такие как интеллект, – когнитивную область [5].

Несмотря на разнообразие подходов к индивидуальности, по мнению Дж. Майера, ее теории описывают общие классы структурных компонентов [6]. Система главных компонентов индивидуальности содержит небольшое количество структурных частей, которые предназначены для описания всей ее полноты. Наиболее «почтенной», но до сих пор не утратившей своего влияния системой главных компонентов является «трилогия мышления» (trilogyof-mind). В ее состав входят мотивация, эмоции и когниции [7]. Позже психологическая наука пополнилась и другими подобными системами, среди которых, например, структура личности З. Фрейда, система публичной и приватной индивидуальности Дж. Сингера [8] и, наконец, Система базисных компонентов Дж. Майера.

Предлагаемая Дж. Майером структура основывается на перечисленных выше системах главных компонентов и интегрирует их в соответствии с современным пониманием индивидуальности [4]. В так называемой Системе базисных компонентов (System Set of Primary Parts) автор выделяет четыре основных части, которые могут быть охарактеризованы как «три плюс одна», иными словами – «Энергетическая решетка», «Фабрика знаний», «Исполнитель ролей» и «Организующее сознание». «Энергетическая решетка» (Energy Lattice) представляет последовательную взаимосвязь низкоуровневых мотивационных и эмоциональных систем личности. Она включает базисные побуждения и эмоциональные ответы на них. Те и другие взаимосвязаны: так, побуждения могут усиливаться или ослабевать в зависимости от эмоциональной реакции на них. В совокупности мотивы и эмоции, образующие «энергетическую решетку», способствуют общему управлению индивидуальной активностью.

«Фабрика знаний» (Knowledge Works) содержит информацию из различных областей знаний, необходимую для функционирования индивида, а также способности к ее обработке. «Исполнитель ролей» (Role Player) отвечает за выражение и проецирование внутреннего мира личности во внешний мир, планирует и реализует социальное взаимодействие. И наконец, «Организующее сознание» (Executive Consciousness) включает самосознание, осознанное управление и регуляцию компонентов личности. Его функции заключаются в осознании внутренних состояний и внутренних репрезентаций внешних ситуаций. В проблемных ситуациях «Организующее сознание» может сосредоточиваться на действиях и их вероятных последствиях.

В дальнейшем Дж. Майер и его коллеги изменили названия и уточнили содержание выделяемых ими структурных частей индивидуальности. «Энергетическая решетка» получила название «Энергетическое развитие», «Фабрика знаний» – «Управление знаниями», «Исполнитель ролей» – «Исполнение действий», «Организующее сознание» – «Сознательная саморегуляция» [9]. Функции структурных частей индивидуальности представлены в таблице 1.

Исходя из описанной выше структуры индивидуальности, эмоциональный интеллект как унитарное явление относится к «управлению знаниями» и взаимодействует с эмоциями в составе «энергетического развития». Другие компоненты Системы базисных качеств значимы для концепции эмоционального интеллекта в зависимости от их вклада во взаимодействие эмоций и мышления. Так, «Управление знаниями» воспринимает эмоциональную информацию путем отслеживания и переживания эмоций в рамках «Энергетического развития». Иногда эмоции активируют определенные представления внутри «Фабрики знаний» и тем самым способствуют интенсивному переосмыслению жизненных предпочтений [6]. Дополнительные знания приобретаются вследствие экспериментов «Исполнения действий» с различными эмоциогенными ситуациями. По мере приобретения опыта «Управление знаниями» выстраивает и уточняет систему экспертных знаний об эмоциях. И наконец, саморегуляция (с помощью «Сознательной саморегуляции») способствует тому, что наиболее
эффективные эмоциональные реакции могут закрепляться и поддерживаться [9; 10].

Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности в рамках постсоветской психологии.

В «Большом психологическом словаре» индивидуальность определяется как неповторимость, уникальность свойств человека [11]. Становление
и функционирование индивидуальности характеризует определение А. Г. Асмолова, согласно которому она рассматривается как «совокупность смысловых отношений и установок человека, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека» [12, с. 348].
эмоциональный интеллект,

В соответствии с представлениями Э.Л. Носенко, Н.В. Ковриги, Д.В. Люсина позицию эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности можно определить на границе эмоционального и интеллектуального, внутреннего и внешнего. Такое «пограничное» положение эмоционального интеллекта позволяет на высоком уровне точности отражать внутреннюю и внешнюю действительность и способствует относительной независимости поведения от непосредственной ситуации. Важнейшей характеристикой данного уровня отражения является внутренняя мотивация эмоционального реагирования.

Интересным, на наш взгляд, представляется предложенное Э.Л. Носенко и Н.В. Ковригой [13] «встраивание» эмоционального интеллекта в рамки выдвинутого С. Л. Рубинштейном принципа единства внутреннего и внешнего в детерминации психического. Из данного принципа вытекает утверждение о том, что «различные уровни и типы сознания определяют и различные уровни и типы поведения (реакция, сознательное действие, поступок), то есть сознание как высшая форма развития психики человека обусловливает изменение внутренней природы действия, или актов поведения, а изменение природы является одновременно и изменением психологических закономерностей их внешнего объективного течения» [14, с. 11]. Исходя из этого, о психологической реальности существования феномена эмоционального интеллекта свидетельствует наличие у людей способности отражать внешние ситуации в различных формах [13]. Существование различных видов такого отражения предполагает и наличие соответствующих им различных форм реагирования, которые могут осуществляться на сенсорно-перцептивном уровне деятельности; на уровне понятийного мышления, интеллекта; на высшем уровне сознания, в структуре которого содержится «присвоенный» общественный опыт [15].

Если человеку доступно отражение окружающей действительности на высшем уровне сознания, то его внешнее поведение является относительно независимым от непосредственной ситуации, оно
определяется не только ею, но и опытом, предвидением возможного, замыслами, целями, представлениями о принципах поведения и составляющими «внутреннего мира человека» [15, с. 188]. В соответствии с этим эмоциональный интеллект можно рассматривать как одну из форм отражения во внешнем поведении субъекта его относительной независимости от непосредственного момента жизнедеятельности, в рамках которого осуществляется эмоциональное реагирование. Эмоциональный интеллект является проявлением высокого уровня психического отражения.

Если разграничить «внутреннее» и «внешнее» в феномене эмоционального интеллекта, то, по мнению Э.Л. Носенко и Н.В. Ковриги, можно говорить о его интеллектуальной составляющей как о внутреннем, а об эмоциональной – как внешнем. Представления человека об адекватности той или иной формы поведении, то, что определяет выбор конкретной формы поведения из нескольких возможных альтернатив, можно считать внутренним в эмоциональном интеллекте, а сами характеристики протекания эмоционального поведения (его содержание, количественные и качественные характеристики) – внешним [13].

Эмоциональный интеллект не только отражает определенный аспект внутреннего мира человека, но и порождает конкретные формы разумного внешнего поведения. Однако взаимосвязь между внутренним и внешним достаточно сложна: «…внешний аспект поведения не определяет ее однозначно, потому что акт деятельности сам выступает как единство внутреннего и внешнего, а не только как внешний акт, который только извне соотносится с сознанием» [14, с. 11].

В формировании внутреннего мира человека исследователи (например, [16]) выделяют три аспекта, которые соотносятся с понятием эмоционального интеллекта [13], а именно:
– интериндивидуальный, представляет собой систему взаимосвязей между людьми, внутри которой человек совершает свои поступки; его можно соотнести с межличностным эмоциональным интеллектом;
– интраиндивидуальный – погружение во внутренний мир, выход за пределы ситуативных требований и ролевых обязанностей, осуществление «надситуативной активности» (этот аспект можно
соотнести с внутриличностным эмоциональным интеллектом);
– метаиндивидуальный – влияние личности на других людей.

Если говорить об интериндивидуальном аспекте эмоционального интеллекта, то его исследователи [2, 9] утверждают, что люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта демонстрируют умения, которые дают им возможность гармонично встраиваться в систему человеческих взаимосвязей, устанавливать доброжелательные отношения, адекватно интерпретировать эмоции окружающих, проявлять толерантность и социальную адаптивность. Эмоциональный интеллект в интраиндивидуальном плане проявляется в умении осуществлять самонаблюдение, идентифицировать собственные эмоции в момент их возникновения, находить способы, которые помогают преодолеть страх, гнев, тревогу, печаль, осуществлять самоконтроль, откладывать удовлетворение насущных потребностей ради более значимых отдаленных целей, самомотивировать деятельность. Можно предположить, что наиболее высокий уровень эмоционального интеллекта дает возможность человеку влиять на других людей и тем самым реализовывать метаиндивидуальную активность [13].

Если обратиться к попытке А. В. Петровского и М. Г. Ярошевского упорядочить двадцать четыре основных понятия психологии в виде «категориальной сети» [17], то понятие эмоционального интеллекта можно вписать в эмоциональный аспект функционирования человека, который представлен в границах упомянутой «сети» следующей иерархией понятий в направлении от низшего уровня к высшему: аффективность, переживания, чувства, содержание. Самому низкому уровню («протопсихологическому») соответствует аффективность, предполагающая эмоциональное реагирование организма. Уровням «психосферы» (т. е. уровням индивида и «Я») соответствуют переживания и чувства. На высшем уровне, который авторы соотносят с «ноосферой», эмоциональное реагирование осуществляется с опорой на содержание. Последний уровень характеризует функционирование субъекта жизнедеятельности как личности.

Можно согласиться с Э. Л. Носенко и Н. В. Ковригой, которые рассматривают эмоциональный интеллект в рамках высшего уровня субъекта жизнедеятельности, важнейшим признаком которого является внутренняя мотивация эмоционального реагирования [13], под которой понимается конструкт, описывающий «такой тип детерминации поведения, когда его инициирующий и регулирующий факторы вытекают из внутриличностного „Я“ и полностью находятся в центре самого поведения» [18, с. 118].

Д. В. Люсину представляется неправильным трактовать эмоциональный интеллект как чисто когнитивную способность по аналогии с пространственным или вербальным интеллектом. Он допускает предположение, что способность к пониманию эмоций и управлению ими находится в тесной взаимосвязи с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т. е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Данный автор считает, что эмоциональный интеллект можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу. С одной стороны, он связан с когнитивными способностями, а с другой стороны – с личностными характеристиками [19].

Итак, позицию эмоционального интеллекта в структуре индивидуальности можно определить на границе эмоционального и интеллектуального, внутреннего и внешнего. «Пограничное» положение эмоционального интеллекта позволяет на высоком уровне точности отражать внутреннюю и внешнюю действительность и способствует относительной независимости поведения от непосредственной ситуации. Важнейшей характеристикой данного уровня отражения является внутренняя мотивация эмоционального реагирования.

Список цитированных источников

1. Roberts, R. D. Does Emotional Intelligence Meet Traditional Standards for Intelligence? Some New Data and Conclusions / R. D. Roberts, M. Zeidner, G. Mattews // Emotion. – 2001. – Vol. 1, № 3. – P. 196–231.
2. Goleman, D. Emotional intelligence / D. Goleman. –
New York, 1995.

3. Ребер, А. Большой толковый психологический словарь: пер. с англ. / А. Ребер. – М., 2000. – Т. 1.– С. 22, 310.
4. Mayer, J. D. A tale of two visions: Can a new view of
personality help integrate psychology? / J. D. Mayer // American Psychologist. – 2005. – Vol. 60. – P. 294–307.

5. Mayer, J. D. Personality function and personality change
/ J. D. Mayer // Applying emotional intelligence: Practional guide / J. D. Mayer, J. Ciarrochi (eds.). – New York, 2007. – P. 125–143.

6. Mayer, J. D. Primary divisions of personality and their
scientific contributions: From the Trilogy-of-Mind to the System Set / J. D. Mayer // J. for the Theory of Social Behavior. – 31:4 0021-8308. – P. 449–477.

7. Hilgard, E. R. The trilogy of mind: Cognition, affection
and conation / E. R. Hilgard // J. of the History of the Behavioral Science. – 1980. – Vol. 16. – P. 107–117.

8. Singer, J. L. Private experience and public action: The
study of ongoing cosious thought / J. L. Singer // The emergence of personality / J. Aronoff, A. I. Rabin, R. A. Zucker (eds.). – New York, 1987. – P. 105–146.

9. Mayer, J. D. The key ingredients of emotional
intelligence interventions: similarities and differences / J.
D. Mayer, J. Ciarrochi // Applying emotional intelligence: A practioner’s guide / J. D. Mayer, J. Ciarrochi (eds.). – New York, 2007. – P. 144–156.

10. Mayer, J. D. A field guide to emotional intelligence / J.D. Mayer // Emotional intelligence in everyday life / J. P. Ciarrochi, J. Forgas, J. D. Mayer (eds.). – Philadelphia, P. A., 2001. – P. 3–24.
11. Егорова, М. С. Индивидуальность / М. С. Егорова // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. – СПб., 2004. – С. 197–198. – (Психологическая энциклопедия).
12. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М., 2002. – 416 с.
13. Носенко, Е. Л. Емоцiйний iнтелект: концептуализацiя феномену, основнi функцii / Е. Л. Носенко, Н. В. Коврига. – Київ, 2003. – 126 с.
14. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М., 1973. – 424 с.
15. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. – М., 1984. – 444 с.
16. Чудновский, В. Э. Смысл жизни: Проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский // Психол. журн. – 1995. – Т. 16, № 2. – С. 15–26.
17. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии
/ А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 1998. – 528 с.

18. Чудновский, В. Э. К проблеме соотношения «внешнего» и «внутреннего» / В. Э. Чудновский // Психол. журн. – 1993. – Т. 14, № 5. – С. 3–11.
19. Люсин, Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М., 2004. – С. 29–36.

Emotional intelligence in the structure of personality

I. N. Andreyeva, PhD in Psychology, Associate Professor

In the article different approaches to the determination of the location of the emotional intelligence in the structure of
personality are analyzed. J. Mayer’s System Set of Primary Parts is considered, it consists of four components: «Energy development», «Knowledge Guidance», «Action Implementation» and «Conscious Self-Regulation». In the context of this approach to the structure of personality the emotional intelligence belongs to the component «Knowledge Guidance» which includes information from different fields of knowledge needed for an individual’s functioning as well as the abilities to its processing.

In compliance with the conceptions of E.L. Nosenko, N.V. Kovriga, D.V. Liussin the position of the emotional intelligence in the structure of personality can be determined at the boundary of emotional and intellectual, inner and external. Such “boundary” location of the emotional intelligence allows reflecting inner and external realities on the high level of accuracy and contributes to comparative independence of behavior from an immediate situation. The inner motivation of the emotional response is the most important characteristics of this reflection level.

Summary
Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности
Article Name
Эмоциональный интеллект в структуре индивидуальности
Description
Анализируются различные подходы к определению места эмоционального интеллекта (ЭИ) в структуре индивидуальности. Рассматривается Система базисных компонентов Дж. Майера.
Author
Publisher Name
Философия и социальные науки
Publisher Logo