эмоциональный интеллект
Исследования EQ

Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности

Деревянко, С.П. Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности / С.П. Деревянко

// Психология в современном информационном пространстве: материалы международной научной конференции / Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007. – Ч. 1. – С. 108–112.

В современной психологии наблюдается дифференциация общего интеллекта на множество отдельных видовых форм: практический интеллект (Р. Стернберг), социальный интеллект (Э. Торндайк), эмоциональный интеллект (Дж. Майер, П. Сэловей), натуралистический, духовный, экзистенциальный интеллект (Х. Гарднер), синтезированный интеллект (Ф. Дитман-Коли, П. Болтс), адаптивный интеллект (С. Берт, Д. Уотсон), эффективный интеллект (Р. Пеллегрино, М. Политис), профессиональный интеллект (М. Смульсон). Выделение указанных конструктов способствовало расширению сферы изучения интеллектуального потенциала личности, но, вместе с тем, их теоретико-методологическая ограниченность осложняет возможность проведения прикладных исследований.Научный статус эмоционального интеллекта недостаточно высок в следствии построения нескольких альтернативных моделей эмоционально-интеллектуального конструкта (Робертс, Мэттьюс, Зайднер, Люсин, 2004), в связи с неопределенностью структурной организации эмоционального интеллекта (Андреева, 2006).

Недостаточно конкретизированными являются категориальные характеристики эмоционального интеллекта. В связи с этим, цель данной работы состоит в проведении категориального анализа содержательных характеристик эмоционального интеллекта и близких по происхождению понятий: социальный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональное мышление, эмоциональная одаренность, эмоциональная креативность.

В психологии эмоционального интеллекта выделяются несколько ведущих теорий: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, П. Cэловея, Д. Карузо; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмана; не когнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Бар-Она; двухкомпонентная теория эмоционального интеллекта Д. Люсина. Содержательной характеристикой эмоционального интеллекта, которая объединяет перечисленные теории, является совокупность способностей к пониманию и управлению собственными эмоциями, пониманию и управлению эмоциями других людей.

История появления эмоционального интеллекта связана с радикальной переоценкой подходов к изучению особенностей взаимодействия эмоциональных и когнитивных процессов: от деформационного воздействия эмоций к их регулирующей функции в процессе познания. В связи с этим, И. Васильев критически отмечает, что «недооценка роли эмоций в познании заменилась прямо противоположной позицией – переоценкой этой роли» (Васильев, 1998, с. 58). Вместе с тем, активизация исследований эмоционального интеллекта не только мало способствовала конкретизации характеристик эмоционального познания, но также явилась стимулом для смешения концептов отдельных понятий, связанных с эмоционально-интеллектуальной обработкой информации.

Эмоциональный интеллект и социальный интеллект.

Частичное отождествление данных понятий связано с выделением в структуре эмоционального интеллекта ряда способностей социально-коммуникативной направленности: социальные навыки, осознание социальных взаимодействий (Д. Гоулман), способность к перцептивно-интерпретативному распознаванию эмоций в межличностном контексте (Дж. Майер, П. Сэловей, Д. Карузо). Вместе с тем, выделенные способности соответствуют также традиционному пониманию социального интеллекта, как совокупности ментальных способностей, связанных с обработкой социальной информации и способствующих успешности межличностного взаимодействия (Э. Торндайк, Г. Оллпорт).

Взаимосвязанность конструктов эмоционального и социального интеллекта оценивается современными учеными неоднозначно. В отдельных работах эмоциональный интеллект рассматривается в контекстуальных границах социального интеллекта (Е. Власова, Р. Риггио); в иных исследованиях способности к социальному взаимодействию основываются на предваряющем развитии отдельных структурных компонентов эмоционального интеллекта (Д. Гоулман).

Объединяющей категорией для эмоционального и социального интеллекта выступает «общение». Каждый из выделенных видов интеллекта предполагает реализацию способностей к распознаванию и интерпретации эмоциональных состояний других людей. Вместе с тем, отличительной характеристикой, в данном случае, выступает направленность общения.

Коммуникативный потенциал эмоционального интеллекта направлен, преимущественно, на продуцирование и осмысление собственных эмоциональных переживаний относительно ситуаций межличностного общения, тогда как возможности социального интеллекта ориентированы на коммуникативное взаимодействие.

Актуализация эмоционального интеллекта происходит в сфере эмоционального общения (эмоциональное отношение, эмоциональное воздействие), социального интеллекта – в сфере межличностного общения; для эмоционального интеллекта коммуникация является стимулом, для социального интеллекта – целевым предназначением.
Эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональное мышление. Хронологически, понятие эмоциональной компетентности было введено в область психологии почти одновременно с понятием эмоционального интеллекта.

В 1990 году К. Саарни объединила в составе эмоциональной компетентности совокупность когнитивных способностей, социальных навыков и эмоционального опыта. Недостаточная операционализация понятия способствовала методологической неопределенности: смешению структурных характеристик эмоционального интеллекта и эмоциональной компетентности. В частности, Д. Гоулман выделил в составе эмоциональной компетентности два отдельных компонента («личностную компетентность» и «социальную компетентность») и включил в их состав элементы, которые входят в структуру эмоционального интеллекта.

Понятие «эмоциональное мышление» также недостаточно операционализировано. Содержательная сущность понятия трактуется неопределенно (Орме, 2003), что препятствует четкой дифференциации характеристик эмоционального мышления и эмоционального интеллекта.
Вместе с тем, Ирина Андреева (2006), в результате анализа проблемы соотношения перечисленных выше понятий, определяет их категориальную сущность. По мнению ученой, эмоциональная компетентность представляет собой совокупность разнообразных знаний, умений и навыков, тогда как содержательность эмоционального мышления ограничивается действенностью когнитивной сферы: процессом переработки эмоциональной информации. В данном случае объединяющей категорией является «познание».

В рамках выделения инструментального, динамического, статического аспектов познания целесообразно рассмотрение схемы: извлечение – обработка – организация – применение. В соответствии с данной схемой, эмоциональное мышление отражает процесс переработки эмоциональной информации, эмоциональная компетентность – обеспечивает систематическую организацию обработанного материала. Эмоциональный интеллект, являясь инструментом познания, выполняет двоякую роль: одновременно осуществляет извлечение и применение эмоциональных знаний. Таким образом, эмоциональное мышление отражает процесс, эмоциональная компетентность – результат, эмоциональный интеллект – средства эмоционального познания.

Эмоциональный интеллект, эмоциональная одаренность, эмоциональная креативность.

Объединяющей категорией является «творчество»: в литературе рассматривается функциональность эвристического потенциала эмоционального интеллекта, творческие проявления эмоциональной одаренности, компонентный состав эмоциональной креативности.

Эмоциональная одарённость проявляется в непринуждённости и нестандартности выражения эмоций, но с учётом ситуации и уместностью эмоционального поведения (Власова, 2005). Эмоциональная креативность трактуется как способность к эффективному и аутентичному переживанию эмоций. Основными структурными компонентами эмоциональной креативности являются: подготовленность (обучение пониманию эмоциональных переживаний), новизна (способность переживать необычные, с трудом поддающиеся описанию эмоции), эффективность / аутентичность (умение выражать эмоции искусно и искренне) (цит. по: Андреева, 2006).

Анализируя содержательные характеристики эмоционального интеллекта и эмоциональной креативности, И. Андреева указывает на более широкое смысловое поле последнего из понятий; существенным различием между понятиями, по мнению ученой, является «новизна эмоциональной реакции» (Андреева, 2006, с. 15).

Эвристический потенциал эмоционального интеллекта функционально связан с вигильностью (от лат. vigil – наблюдательный, бдительный) – способностью к направленности и сосредоточенности на новых впечатлениях, переживаниях (Шапар, 2005). В исследовании Е. Власовой содержатся данные о возрастании эвристической продуктивности в связи с функциями эмоционального самоосознания (Е. Власова, 2005).

В эвристическом процессе переживания и выражения эмоций, рассмотренные выше понятия дифференцируются в зависимости от области функционирования: эмоциональная креативность способствует продуцированию новых эмоций, эмоциональный интеллект обеспечивает их фиксирование и осмысление, эмоциональная одаренность связана с вариативностью их выражения.

Выводы

1. Выделенные категории способствуют разрешению проблемы методологической дифференцированности понятий: «общение» – эмоциональный интеллект и социальный интеллект; «познание» – эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональное мышление; «творчество» – эмоциональный интеллект, эмоциональная одаренность, эмоциональная креативность.
2. Комплекс избирательных межпонятийных связей определяет общую категориальную структуру эмоционального интеллекта, отражающую уровни репрезентации эмоций: коммуникативный уровень (интерактивность эмоций); гностический уровень (познаваемость эмоций); эвристический уровень (новизна эмоций).
3. В соответствии с выделенной структурной организацией, абстрагируются основные категориальные характеристики эмоционального интеллекта: интроспективность (стремление к внутреннему созерцанию, систематическому и целенаправленному анализу эмоциональных переживаний, их осознанию), инструментальность (ориентированность на получение и применение эмоциональных знаний на практике), имплицированность (доступность для внутреннего наблюдения и дифференциации эмоциональных переживаний).

Дальнейшие исследования теоретико-методологической направленности могут способствовать расширению перспектив практического применения эмоционального интеллекта.

Библиография

1. Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: непонимание, приводящее к «исчезновению»? / И.Н. Андреева // Психологический журнал. – Минск, 2006. – № 1. – С. 28–32.
2. Андреева, И.Н. Эмоциональная креативность и ее отличия от эмоционального интеллекта / И.Н. Андреева // Вісник Чернігівського державного педагогічного університету. – Чернігів: ЧДПУ, 2006. – Випуск 41. – Том 1. – С. 13–15.
3. Васильев В.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. – М., 1998. – № 4.
4. Власова О.І. Психологія соціальних здібностей: структура, динаміка, чинники розвитку: Монографія. – К.: «Київський університет», 2005.
5. Орме Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха. – М.: «КСП+», 2003.
6. Робертс Р.Д., Мэттьюс Дж., Зайднер М., Люсин Д.В. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2004. – Т. 1. – № 4.
7. Шапар В. Сучасний тлумачний психологічний словник. – Харків: Прапор, 2005.
Summary
Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности
Article Name
Эмоциональный интеллект: проблемы категориальности
Description
«Общение» –эмоциональный интеллект и социальный интеллект; «познание» – эмоциональный интеллект, эмоциональная компетентность, эмоциональное мышление; «творчество» – эмоциональный интеллект, эмоциональная одаренность, эмоциональная креативность.
Author
Publisher Name
Смоленский государственный университет
Publisher Logo